X

С миру по строчке, или Вериги писателей

Лучший подарок — тот, который выбрал себе сам. В год 45-летия Тюменского отделения Союза писателей России ее авангард подготовил юбилейную антологию, объединившую тексты 77-и авторов.

Немногочисленной публике, собравшейся на презентации в Доме журналистов 22 октября, стало очевидно: у книги «Тюменской строкой» сложилась счастливая судьба, «родилась» она легко и быстро. Прошел всего год от впервые проговоренной мысли о необходимости такого издания до выхода его в печать. Идею и название генерировал член союза Анатолий Омельчук, пиар-поддержку осуществил секретарь регионального отделения СП Николай Денисов, финансовую помощь проекту в размере 300 тысяч рублей оказало правительство области. Том количеством 1000 экземпляров вышел в ОАО «Тюменский дом печати». Профессор-филолог Юрий Мешков при помощи доцентов кафедры русской литературы ТюмГУ Натальи Горбачевой и Натальи Рогачевой взял на себя редакторскую подборку стихов, рассказов, эссе — из вещей, наиболее характерных для каждого представителя писательской организации.

Мешков пояснил: принцип построения отобранных материалов – «исторический»: от первых членов СП (1963 год), до вступивших в него недавно Виталия Огородникова, Николая Олькова, Геннадия Куцева. Молодых людей почти нет, зато есть заслуженные пожилые: Иван Истомин, Зот Тоболкин, Виктор Строгальщиков, Константин Лагунов, Анна Неркаги, Еремей Айпин, Владимир Нечволода (многие включены в сборник посмертно).

Естественно, характерной для антологии явилась тема освоения Севера, в круг интересов авторов вошла также жизнь села, бытность северных поселений, (писатели зачастую описывают свою малую Родину), исторические события, мифы и легенды жителей-аборигенов… Над всем этим звучит заглавный мотив: экология природы и души человека, та самая линия, за которую принято ценить – или же ругать – провинциальную литературу. Тем не менее, ее достижения у всех на виду; книга стала своебразной витриной этих успехов. Иван Истомин своим романом «Живун» открывает эпическое начало ненецкой литературы. Геннадий Сазонов, представленный частью известного романасказания «И лун медлительных поток»(1982), вообще-то, создает первый мансийский текст этого жанра. Константин Лагунов в романе «Красные петухи» исследует немаловажные для истории края события крестьянского восстания 1921-1922 гг. Анна Неркаги дает «инсайдерскую» информацию о философии и психологии ненцев, в отрывке пронзительной повести «Белый ягель». У Зота Тоболкина взяли фрагмент раннего текста — поколенческого романа «Припади к земле», написанного под впечатлением смерти отца. Все это неангажированное творчество посвящено связи поколений, потрафленным отношениям человека и природы.

Стихотворения в антологии, естественным образом, обогащают палитру авторских тем и интонаций, являясь по содержанию большей своей частью реминисценцией классиков — Пушкина, Есенина, Рубцова… Как и форма. Исключение (авангардистские тексты Анатолия Омельчука) подтверждает правило. Есть стихи очень слабые, состоящие из многочисленных штампов (в них упаковывает мысли, к примеру, Виктор Захарченко, эффект порой курьезный). Есть стихи выдающиеся, даже из «регионального» контекста антологии (другой Виктор, Огородников — выдает легкие, тонкие, стилистически изящные произведения). В сборнике есть что «ловить».

К сожалению, этому занятию — полистать, почитать, могут предаваться лишь избранные. Почти весь тираж – 800 книг – остается у правительства, видимо, для раздачи в виде подарков. Часть досталась авторам, повезло также посетителям презентации. Юрий Мешков берет стопку томов на кафедру литературы ТюмГУ, заниматься со студентами. Так как это издание подарочное, а на подарок идет особый налог, библиотеки должны их каким-то образом выкупить сами. О поступлении в магазины речи вообще не шло. Одно ободряет: «Может, вскоре тексты появятся на сайте университета utmn.ru», – пообещали устроители презентации. Иначе не стоит нашей писательской организации жаловаться на отсутствие к ней внимания (эта мысль лейтмотивом звучала на мероприятии). Виноваты в этом не только лень и нелюбопытство наших читателей: пассивность часто исходит от обеих сторон.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта