X

  • 19 Апрель
  • 2024 года
  • № 42
  • 5541

«Живые лица» – до новой встречи!

В воскресенье завершился I Всероссийский театральный молодежный фестиваль «Живые лица».

На протяжении трех дней Тюменская академия культуры и искусств принимала на своей сцене гостей: молодых актеров Омского городского драмтеатра «Студия», студентов кафедры театрального искусства Челябинской академии культуры и искусств и свободного молодежного театра при Тобольской социально-педагогической академии… По словам Аллы Демченко, заместителя директора по воспитательной и творческой работе института искусств и народного художественного творчества ТГАКИ, за эти три дня сменились все времена года.

— Фестиваль состоялся! И мы благодарим тех, кто приехал к нам, несмотря на природные катаклизмы и прочие неурядицы, — сказала на церемонии закрытия Алла Владимировна.

Пятница, утро. На первом этаже академии культуры и искусств — творческий переполох. Наши и иногородние студенты уже облачились в театральные костюмы. Наносят грим. Юлия Буракевич, из театра «Мимикрия», в красном платье и рыжем парике, репетирует свой выход. На втором этаже — тихо. В 210-й аудитории — «круглый стол». Участвуют художественные руководители театров-гостей и театра академии культуры и искусства, а также искусствовед Анна Николаева, Марина Жабровец, заведующая кафедрой режиссуры и актерского мастерства (обе — Тюмень), Елена Ерпылева, драматург, писатель, руководитель молодежного театра «Мираж» (Когалым) и, конечно, студенты.

Марина Жабровец говорит о необходимости студийной педагогики, о том, что студенты нуждаются не только в обретении сценических навыков, но и нравственных качеств:

— Порой я спрашиваю студентов, кто из них читал сказки Андерсена, произведения Киплинга? Они молчат… И тут я понимаю, что задача педагога — восполнить эти пробелы у ребят. Собираю их по субботам в аудитории и читаю, читаю…

Участники круглого стола считают, что отношение ребенка к культуре, в том числе к литературе и театру, формируется в семье. Если родители не любят или не понимают театра, они вряд ли поведут на спектакль и своего ребенка.

— Поэтому мы стараемся проводить для школьников интересные уроки, рассказывать о том, как возник театр и как развивался. Начиная со времен Древней Греции, — говорит Ольга Чусовити-на, создатель и руководитель театральной студии «Первые шаги».

Свою студию Ольга Вардкесовна организовала лет шесть назад. В ней занимались ребятишки с проблемами речи. В том числе, и сын Чусовитиной. Но благодаря арт-терапии дети стали хорошо, четко произносить все буквы и слова, с выражением читать стихи, играть свои роли.

Сегодня «Первые шаги» базируются в театре «Ангажемент», а Ольга Чусовитина — заочно заканчивает академию культуры и искусств по специальности «режиссура».

Есть отличный пример применения арт-терапии и у Елены Ерпылевой из Когалыма. Пятнадцать лет назад она организовала молодежный театр «Мираж». Собрала 36 трудных подростков.

— Я — член комиссии по делам несовершеннолетних, — уточняет Елена Викторовна. — Думала, что ставить спектакль с этими 36-ю ребятами — это провал. Однако первое же выступление сорвало бурю аплодисментов. А когда спектакль победил на одном из фестивалей, наш актер, состоявший на учете в милиции, плакал. Мальчика ждала тюрьма, но он исправился, потом ушел в армию. Сейчас работает у нас в театре.

После первого успешного спектакля в студии Елены Ерпылевой стало не 36, а 56 актеров… И вновь есть трудные подростки, которые нашли в «Мираже» нечто более интересное, чем темные подвалы, наркотики и сигареты…

Итак, за студийность! Хотя создать студию — дело нелегкое. Все упирается в деньги. Конечно, можно собираться и на квартирах, а потом выступать на улице, но каждому коллективу хочется иметь свой «дом». Благо, «Первые шаги» взял под свое крыло «Ангажемент», а театр «Мимикрия» нашел место в «Фаворите». Но разве это дело — театр в торговом центре?

— Спасение утопающих — дело рук самих утопающих, — смеются худруки театров.

Многим из них приходится дополнительно работать, чтобы обеспечивать своим детищам и место, и рекламу, и зарплату, хоть какую-нибудь. На помощь администрации надежды мало…

— Было много нацпроектов, но среди них — ни одного в поддержку культуры, — сетует Алексей Ушаков, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тюменской академии.

Несмотря на финансовые трудности, актеры и театры в сборе. В первый день фестиваля зрители смогли увидеть «Бэмби» Марины Жабровец. Отличный молодежный спектакль, смешной и непосредственный. И «Чудную бабу», исполненную челябинским театром, и «Не про говоренное» — творение омичей. И «Живую Русь», представленную тюменским театром танца «Мистерия».

Суббота. После открытого обсуждения первого дня фестиваля начался спектакль «Похороните меня за плинтусом» по роману Павла Санаева. Далее — «Сказка про бабу», «Реквием». А вечером шел спектакль «Мимикрии» — «Сыграем в ящик».

Воскресный день. Три мастер-класса. Елена Ерпылева рассказывает студентам о современной драматургии. Наиль Ибрагимов, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, руководитель камерного балета «Пантера» (Казань), демонстрирует будущим режиссерам и балетмейстерам, как надо чувствовать свое тело. А Юрий Шушковский (Омск) проводит мастер-класс по актерскому мастерству…

Кроме того, этот день подарил зрителям спектакли: «Ветеран» по Борису Васильеву, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» по Ричарду Баху, «Город в табакерке» — современный балетный спектакль…

И вот награждение участников. Дипломы вручают Марина Жабровец, Анна Николаева и Гиви Маглакелидзе, главный режиссер телеканала «ТНТ».

В номинации «Драматический театр» диплом первой степени получают спектакль «Не про говоренное» и Юрий Шушковский (Омск). В номинации «Литературный театр» побеждает работа «Похороните меня за плинтусом» режиссера Элеоноры Парфеновой (Тюмень). Она же завоевала и приз зрительских симпатий. Самыми «пластическими театрами» названы «Арт-форм» и театр нефтегазового университета (Тюмень).

Следующий фестиваль состоится через два года. Быть может, к тому времени и молодежных театров станет больше.

***
фото: спектакль «Бэмби» Тюменской академии культуры и искусств;зал был полон зрителей;Данил Чащин играет Сыча;Наиль Ибрагимов дает мастер-класс по пластике

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта