X

  • 29 Март
  • 2024 года
  • № 33
  • 5532

История, которая еще не написана

Стопка карточек на редакционном столе все растет. Сверстанная книжка четвертого тома «Запрещенных солдат» уже составляет около трехсот страниц. Скупые данные, что содержатся в зеленых трофейных карточках, дают слишком мало информации: кто, откуда, когда родился, где попал в плен? И, как правило, довольно длинный перечень шталагов, постоянных лагерей для военнопленных, размещенных во всех военных округах Германии. Отсюда и номера — римскими цифрами соответственно военному округу, дальше буквами, по алфавиту — A, B, C…

Что случилось с пленным дальше? Есть отдельные карточки тех, кто попадал в лазарет, есть карточки с перечнем так называемых «командировок» — в составе Arbeitskommando, но чаще всего случается, что жизнь и судьба молодого парня, призванного из небольшой сибирской деревушки и вброшенного, после непродолжительной военной подготовки, в мировую войну, так и обрывается со стуком писарского штампа, печатающего на карточке маловразумительное: «eingang» — поступил. Подробностей нет. И каждую загадку приходится отгадывать отдельно.

Вот одна такая история, пока еще не имеющая продолжения и завершения.

Юзмухаметов Хаким, 1925 года рождения. Уроженец с. Ахманка бывшего Велижанского, ныне Нижнетавдинского района. Был трактористом. Призвали либо в конце 1942-го, либо в начале сорок третьего. Учился? Воевал? Сплошь белые пятна. Из карточки узнаем, что чинов-званий не выслужил. Зато обозначено: попал в плен в районе города Изюм, что на северной Украине, 17 июля 1943 года. И последнее: служил Хаким в 625-м (дальше по-немецки малоразборчиво: «Schlachtfl. Kg.». Но рука военной переводчицы Шеффер поясняет: «авиа-штурмполк»).

Все ясно? Напротив, неясно ничего. Каким образом юный тракторист из Ахманки оказался в полку штурмовой авиации? В какой роли? Чем занимался этот полк в небе над городом с нежным названием Изюм, что один из солдат этого полка оказался во вражеском плену?

Поскольку прямых ответов нам не найти, займемся догадками и предположениями. Самое легкое — узнать, что там было в районе города Изюм в середине июля 1943 года?

В это время несколько севернее уже шла Орловско-Курская битва. Немецкое командование собиралось усилить свое положение на Курской дуге, перебросив туда войска фельдмаршала Манштейна из-за реки Северский Донец. Чтобы не пропустить Манштейна, 17 июля была начата Изюмско-Барвенковская наступательная операция.

Она длилась десять дней, и хотя развить успех нашим не удалось, все же дополнительные немецкие дивизии не прошли.

Обратите внимание: Хаким Юз-мухаметов из 625-го ШАП (так в то время назывался штурмовой авиаполк) попал в плен 17 июля. В тот самый день, когда началась наступательная операция. В ней огромную роль играла авиация: истребители, штурмовики и бомбардировщики. Особенно штурмовые полки, укомплектованные самолетами Ил-2. Хотя справочники утверждают, что Ил-2 был одноместным монопланом, имелись его модификации двухместные. Во всяком случае, в очерке, описывающем действия авиации во время Курской битвы, мы обнаружили сообщение о раненых стрелках-радистах, поступивших в госпиталь после неудачного воздушного боя «ильюшиных» с фокке-вульфами.

Таким образом, предположение первое — об участии Юзмухаметова в воздушном бою в качестве стрелка-радиста штурмовика Ил-2 — вполне могло иметь место.

Второй вопрос: где Хаким мог получить военную подготовку? Ответ: в Ишиме.

Может быть, не все знают, что перед войной в Ишим передислоцировалось 2-е Ленинградское военно-авиационное училище имени Ленинского комсомола. Оно готовило авиамехаников, специалистов по вооружению, а также — воздушных стрелков для самолетов-штурмовиков Ил-2. Стало быть, не исключено.

Мы не нашли фамилии Хакима в книге «Память» по Нижнетавдинскому району. Не встречалась она нам и в фильтрационных делах, когда готовились первые книги о «запрещенных солдатах».

Отсутствие фильтрационного дела можно, наверное, объяснить тем, что нам вообще почти не попадались дела летчиков. Мне как-то встретилась информация о том, что летчиков, сбитых над вражеской территорией и сумевших вернуться, или бежавших из лагерей, или освобожденных из них, «фильтровали» по упрощенной процедуре. Что будто бы об этом попросил Сталина командующий авиацией дальнего действия Михаил Водопьянов — у его пилотов, которые еще в 1941 году летали бомбить Берлин, и без того было немного шансов вернуться. Может быть.

А потом с полки была взята последняя справочная книга «Солдаты Победы», пятый том. И в нем, на странице 506…

«Юзмухаметов Хакимзян, 1925 г, рядовой, работал в сельском хозяйстве, награжден медалями. Умер в 1982 году, похоронен в д. Ахманы».

Значит, Хаким вернулся и прожил еще почти сорок лет после войны. Значит, есть шанс узнать: правильно ли мы нарисовали по незначительным, косвенным, как сказано выше, деталям фронтовую судьбу юноши из сибирской деревни Ахманка? Будем ждать вестей из редакции газеты «Светлый путь».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта