X

  • 23 Апрель
  • 2024 года
  • № 43
  • 5542

Выставить правильный счет

Количество нарушений, выявленных Счетной палатой при проверках расходования бюджетных средств, за последний год выросло в девять раз.

Из обычного, проходного, как это не раз бывало в прошлых созывах, вопроса отчет о деятельности Счетной палаты города за год на вчерашнем заседании постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам превратился в ключевую тему дня. Может быть, отчасти этому поспособствовал перенос обсуждения главного пункта повестки — внесение изменений в бюджет Тюмени на 2010 год и плановый период до 2012 года. Документ оказался не готовым для депутатского обсуждения. И в отсутствие лидера его место сразу же занял другой. Что, впрочем, пошло только на пользу. Замечено было то, на что ранее почему-то почти не обращалось внимания.

Хотя без перечисления сухих и монотонных цифр не обошлось. Председатель Счетной палаты города Тюмени Владимир Казанцев подробно рассказал о проделанной за год работе. Объем проверенных бюджетных средств составил более полутора миллиардов рублей. Финансовые нарушения выявлены на 48 из 76 проверенных объектов. В городской бюджет придется возвратить 69 миллионов рублей. Часть своих «долгов» в муниципальную казну уже возместили, но сумма возврата пока составила только 4,5 миллиона рублей. 64 миллиона остается на контроле.

Из всех выявленных нарушений: 622 тысячи рублей — нецелевое расходование средств, 61 тысяча — незаконные расходы, 1,9 миллиона — неэффективное использование, 13 миллионов — недостоверный учет, 68 миллионов — завышенные и неподтвержденные расходы. Но для основного объема нарушений даже конкретного названия не нашлось, их квалифицировали как «прочие». В частности, под этим термином скрывается несвоевременное перечисление на счет города доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Такие нарушения составляют больше половины всех выявленных Счетной палатой.

Большая часть контрольных мероприятий в прошлом году была связана с проверкой использования бюджетных средств на капитальные расходы, в том числе на капитальный ремонт домов и благоустройство дворовых территорий. Речь идет о муниципальных контрактах и их исполнении. Если проанализировать результаты работы аудиторов, получится, что наиболее часто встречающимися финансовыми недочетами оказались: завышение объемов и стоимости работ, неправильное применение расценок и некачественное составление смет, непредоставление достоверной информации по кредиторской и дебиторской задолженности, несвоевременное перечисление средств.

Причем, как признался Владимир Казанцев, «имеется тенденция к росту нарушений со стороны заказчиков еще на стадии оформления муниципальных контрактов». Например, достаточно применить не тот индекс удорожания, и составленная смета вызовет вопросы у аудиторов. Многие предприятия признали свои ошибки и ликвидировали их, как могли. Но 16 предприятий еще остаются на контроле. В общем, резюмировал Казанцев, «объем выявленных нарушений — высокий».

Но просто смелые заявления председателя Счетной палаты не удовлетворили членов постоянной комиссии. Хотелось разобраться в сути явления, понять его причины. Депутат Владимир Шевчик так и спросил: «Что это за тенденция такая, когда количество нарушений возрастает в девять раз и составляет 15% от всех проверенных бюджетных средств?»

Если учесть, что всего и вся проверками не охватить, то можно предположить, что фактический объем нарушений еще выше.

Конечно, все это заставляет задуматься, согласился Владимир Казанцев, но все-таки так резко он бы не оценивал ситуацию. Ведь большая часть выявленного — это не хищения, а нарушения учетного механизма.

На эту реплику председатель Тюменской городской Думы Сергей Медведев отреагировал остро:

— Проверять — проверяете, а что деньги воруют — не видите. Прокуратура занялась всего тремя фактами, и в каждом обнаружился состав преступления. А если ковырнуть еще глубже? А что сроки по многим контрактам заявляются нереальные, вы тоже не видите? Чуть ли не один день на выполнение работ! Разве можно, например, отремонтировать общежитие за 30 дней? Надо рассматривать каждый муниципальный контракт досконально, а то так мы будем краснеть перед избирателями еще лет десять…

— А я совсем не удивляюсь таким цифрам, — поддержала председателя Думы депутат Альбина Селезнева. — Когда ремонтировали детский садик N 59, как мы ни стояли над душой у подрядчика, все равно он два миллиона рублей «сэкономил» на пропитке. Пока руководитель учреждения не будет ставить своей подписи под актом приемки работ — порядка не будет. Потому что завышение объемов сплошь и рядом.

— Законодательства, конечно, нам не поменять, — откликнулся Сергей Медведев, — и список лиц, ведущих приемку, не расширить, но руководители должны не стесняться, а активно участвовать в процессе.

Здесь Владимир Шевчик вспомнил о том, что полгода работала депутатская комиссия, которая детально разрабатывала алгоритм прохождения муниципального задания. Результаты направлены в делопроизводство.

— И где они? — недоумевал Владимир Шевчик. — Значит, полгода потрачено зря?

Сергей Медведев дал поручение юристам разобраться, почему, действительно, решение Думы не работает.

Непонятна, по мнению председателя постоянной комиссии Юрия Коновалова, и роль технического надзора. Куда уходят выплачиваемые из бюджета деньги — по 500-600 тысяч за каждый объект? Если они получают финансирование «автоматом», исходя только из объемов, то не пора ли изменить систему?

Революционные изменения в систему контроля предложил внести и Владимир Шевчик. Он считает, что было бы целесообразно передать функции финансового контроля депутатам. «Исполнительная власть не может все проверить по определению». А депутаты, на возмездной основе, могли бы подключать к проверке муниципальных контрактов независимых экспертов, и эффективность от проверок была бы выше.

— Пожалуй, не стоит торопиться перетягивать одеяло на себя, — заметил Сергей Медведев. — Надо все хорошенько изучить.

И дал поручение аппарату Думы проверить внесенное предложение с юридической стороны. Только после этого, по его мнению, можно будет соглашаться или не соглашаться с такой постановкой вопроса и выставлять соответствующий счет.

***
фото: У депутата Владимира Шевчика всегда своя точка зрения;Депутат Альбина Селезнева: «Если руководитель не будет ставить своей подписи, то у нас так и будет огромное количество проблем».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта