X

Белый Север

Тюменский композитор Валерий Серебренников снова делится с читателями «Тюменского курьера» впечатлениями от творческих поездок.

«Меня пригласили в Нефтеюганск на большой хоровой фестиваль в честь 85-летия Ханты-Мансийского округа. Я ехал и вспоминал свой первый визит в этот город. Это было ровно двадцать лет назад. Вышел мой первый хоровой сборник, и хормейстер музыкальной школы Ольга Адамовна Лосева, выучив с коллективом несколько произведений, решила порадовать автора, пригласила.

Рано утром я с большой тяжелой сумкой (вез в подарок свои сборники) выкатился из вагона. Счастливый и радостный стоял на перроне. А как же! Меня пригласили как композитора на премьеру своих произведений!

Но радость моя постепенно угасала. Ко мне никто не подходил.

Позвонить было некуда. Сотовые на тот момент отсутствовали.

Простояв минут пятнадцать, оттирая мерзнущий нос, я понял, что ждать бесполезно, и волоком потащил свою сумку к зданию вокзала.

Из одиноко стоявшей машины отделился человек и крикнул мне:

— В Нефтеюганск? Садись…

Спаситель, не взяв с меня ни копейки, довез меня до гостиницы. Позже выяснилось, что организаторы встречи перепутали дату моего приезда.

Но в этот раз машина приехала вовремя, и вот я вновь в Нефтеюганске. Как и тогда, повод личного порядка. На хоровом фестивале будет звучать моя поэма на стихи Ювана Шесталова «Белый Север». Это уже третье исполнение поэмы. Ее спели наши «Сибирята» на хоровой олимпиаде в Риге, спел в Мегионе «Театр песни» на открытии дворца культуры. И вот сейчас я в ожидании долгожданной премьеры в этом городе!

Интересна судьба произведения. Татьяна Владимировна Солодовникова в 2008 году подарила мне сборник стихов Шестакова. «Папа (Владимир Кайгородов) очень хотел написать на эти стихи музыку, — говорила она, — но не успел. Попытайтесь, я уверена, у вас получится». Поэма стала бы хорошим музыкальным приношением для Володи, с которым мы дружили, для Татьяны, которая продолжает дело отца, и для Ювана Шесталова, ушедшего сравнительно недавно.

Я вчитывался в строчки и понимал, что произведение должно быть масштабного характера и четырех четверостиший недостаточно. Поэтому и возникла форма произведения как «поэма-действо», где звучало бы несколько тем. В лирической части — отражалась величественность и красота природы, в танцевальной -своеобразная пляска шамана. А на фоне инструментального героического эпизода звучал речитатив чтеца — нефтяника, открывателя месторождений.

Зал культурно-досугового комплекса переполнен. Вначале выступили лучшие хоровые коллективы общеобразовательных школ. Для меня это был пример достойного воплощения патриотического и художественного начал. Я бы очень хотел, чтобы опыт Нефтеюганска был принят хоровым сообществом Тюмени. Вы только представьте, выходит коллектив седьмой общеобразовательной школы — 150 человек! — и поет двухголосие!

Но вот в финале ведущие называют мою фамилию, и выходят хористы. Это сводный хор учащихся общеобразовательных учреждений и школы искусств.

Звучит вступление, затем эхом повторяющиеся заклички хора: «Белый Север, белый-белый!» и наступает очередь основной темы: «Белыми песцовыми снегами, нежными и снежными песцами.»

За окнами концертного зала природа колдовала свою тему, было чуть ниже нуля, и снег побурел.

Но величие Севера, его снега восхваляли, исполняя поэму, звонкие голоса мальчишек и девчонок, стоящих в стройных рядах большого сводного хора, где поют без фальши».

***
фото: Валерий Серебренников.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта

ОК