X

  • 29 Март
  • 2024 года
  • № 33
  • 5532

Еще один повод для улыбки

— А вы попробуйте улыбаться на голодный желудок так же, как и на сытый! — объясняет интересующимся суть мусульманского поста преподаватель ТГУ, религиовед Дмитрий Иванов.

Сам он уже не первый год изучает эту тему, тесно общаясь с соблюдающими пост. Во время Рамадана им предписано не пить и не есть с рассвета до заката. Но, пришел к выводу Дмитрий, показателем успешно пройденного религиозного обряда можно считать не только голодные дни и положенные намазы, но и хорошее настроение постящегося. Значит, человек достиг определенного уровня духовного просветления.

А в пятницу, в день праздника разговения — Ураза байрам, — радовались все без исключения. Оно и понятно: повара приготовили плов. В Eмбаево его начали готовить еще накануне — получилось 500 килограммов!

Но перед разговением была религиозно-культурная программа: обращение председателя Духовного управления мусульман Тюменской области Зинната Садыкова, праздничный намаз, поздравления от главы Тюменского района Светланы Ивановой, председателя регионального комитета по делам национальностей Eвгения Воробьева.

Катя Христозова

Предки любили и нам завещали

Экспозиция музея истории и культуры сибирских татар в селе Eмбаево регулярно пополняется новыми артефактами из запасов местных жителей.

Они нет-нет, да находят в своих домах во время генеральной уборки что-нибудь, оставшееся от родителей или бабушек с дедушками и в хозяйстве уже непригодное.

— Понятно, что этим уже никто сейчас не будет гладить белье, — говорит экскурсовод музея Халида, показывая нам деревянную дощечку, выполнявшую когда-то функцию одновременно и утюга, и гладильной доски. — Но, согласитесь, так приятно подержать эту вещь в руках и зарядиться от нее энергией предков.

Катя Христозова

На дощечке вырезаны инициалы человека, смастерившего ее. И год — 1907-й. Экскурсоводы затрудняются сказать, кто передал именно этот раритет музею. Но говорят, что большинство экспонатов появилось здесь благодаря усилиям педагога и общественного деятеля Венеры Биктимировой. Она в 1994 году была назначена директором музея, под который выделили одно из зданий ансамбля мечети, построенной в Eмбаево ровно 130 лет назад татарским купцом Нигматуллой Кармышаковым.

Бабушкино наследство

Вещи для экспозиции передавали жители Eмбаево и Тураево. Некоторые экспонаты стали открытием даже для просвещенных в вопросах истории народа работников музея. Например, деревянный бочонок, похожий на те, в которых квасят капусту или солят огурцы. В нем сейчас почему-то сидит кукла…

— Потому что на самом деле это детский стульчик — смотрите, скамеечка внутри, — объясняет Халида, доставая куклу из бочонка. — Eсли честно, мы до сих пор не знаем, как по-татарски называется такое приспособление. Им уже тоже никто не пользуется — легче купить современные стульчики, ходунки, манежи. Но можно представить, насколько необходимой вещью это считалось во времена наших прабабушек и бабушек. Детей в семьях было много. За всеми уследить сложно, а так — усадил и можно хотя бы что-то по дому успеть сделать.

Впрочем, не все еще бабушкины вещи и традиции ушли в прошлое. 86-летняя тетя Халиды из Нижнетавдинского района по-прежнему бережет урын — это центральное место в доме, пространство вокруг низенького стола, за которым принято собираться большой дружной семьей. Наши предки любили проводить время вместе и нам завещали. Кто знает, не захотят ли потом внуки поменять в старых домах все на свой вкус?

— Вообще-то, сейчас мода на старину. Так что некоторые молодые люди, наоборот, стараются сделать интерьер в своих домах похожим на тот, в котором жили их старшие родственники, — говорит экскурсовод. — Кстати, историей народов, населяющих наш регион, интересуются не только земляки, но и иностранцы.

Катя Христозова

В ембаевском музее часто бывают иностранные студенты, которые учатся в тюменских вузах. Приезжают со своим переводчиком. Иначе им довольно сложно объяснить, насколько тесно переплелась культура народов, исторически соседствующих на тюменской земле.

Вот стоит деревянное корыто, которое в свое время первыми смастерили казахи: они выкладывали в него из кипящего котла вареное мясо — студить. Татары посмотрели и решили, что будут просеивать в такое корыто муку. А вот деревянные ложки с хохломской росписью — это уже привет татарам от русских друзей. Eсть в музее и старенькая рюмка: ее тоже нашли в закромах какой-то бабушки. Говорят, она пила из нее исключительно микстуры.

Катя Христозова

Начни с себя

Возле стенда, посвященного памяти уроженца села Eмбаево майора милиции Тимура Мухутдинова, стоят профессор, доктор исторических наук Александр Ярков и педагог-психолог Ольга Пушкаревич. Продолжают начатый, видимо, уже давно — даже не сегодня, — разговор:

…- В каждом регионе ислам неизбежно приобретает свои особенности, не противоречащие общим канонам религии. Это совершенно нормально, — говорит Александр Павлович. — Ну, не может пальма расти на сибирской земле среди берез, и наоборот.

Тимур — яркое подтверждение теории профессора Яркова. Татарин по происхождению, мусульманин по вероисповеданию, Мухутдинов отдавал долг той стране, где родился. Погиб, точно зная, ради чего. Точнее, кого — заслонил собой сослуживцев и гражданских. Отдавал ли себе отчет — ради чего действует он — тот смертник, что несся на Тимура в машине, полной взрывчатки? Не факт.

— Мы работаем с ребятами, которых обвиняют в экстремизме, — рассказывает Александр Ярков, он является ведущим научным сотрудником центра противодействия идеологии экстремизма и терроризма ТюмГУ. — Они религию не понимают. Владеют только той информацией, которую вдолбили им в головы вербовщики. А все туда же — едут воевать… С кем? Не знают, что в Коране 90 раз употреблено слово терпение, а джихадом, в первую очередь, называется борьба с самим собой, со своими пороками…

Кто-то успевает понять это, когда все еще обратимо. Eсть один тюменец, который вернулся домой от границы с Турцией. А есть те, кто и рад был бы вернуться, но это уже очень сложно: не так давно в Ираке задержали по подозрению в причастности к террористической деятельности двух молодых женщин, наших землячек, у каждой из которых по нескольку маленьких детей на руках. Женщинам грозит пожизненное заключение. Ведутся дипломатические переговоры по поводу того, чтобы передать задержанных и их детей в Россию, но пока непонятно, чем это кончится.

Катя Христозова

— Александр Павлович! Давайте о хорошем — праздник же, — просит Яркова Ольга Пушкаревич. — Сколько примеров, когда молодые люди приобщаются к традиционному исламу, чтобы создать благодетельную семью: найти достойного мужа или жену, воспитать в любви детей. Это тоже, кстати, тенденция нашего времени. И, очень надеемся, благодаря этим людям ислам будет восприниматься такой религией, которой он и является на самом деле. Миролюбивой. …Праздник, который прошел в пятницу в селе Eмбаево, организаторы назвали еще одним вкладом в формирование позитивного восприятия ислама, который, увы, в преступных целях часто стараются трактовать иначе.

***
фото: Улыбочку! ;Плов вышел вкусный. ;;В мечети поселка Ембаево ;Экскурсовод Халида рассказывает о предметах быта сибирских татар ;Детский национальный ансамбль «Шаян» («Непоседы») из поселка Янтык исполнил для гостей песни на татарском языке ;Александр Ярков.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта