X

  • 18 Апрель
  • 2024 года
  • № 41
  • 5540

Ребенок научился ходить? Дай ему тряпку

— Я против эксплуатации детского труда! — говорит Дарья Захаренко. — Мне в детстве всегда говорили: у тебя есть домашние обязанности, ты должна их выполнять, вы не представляете, как это угнетает! Старшему сыну у меня девять лет, младшему шесть, я не заставляю их работать по дому, и это нормально. У них сейчас школа — дел и так хватает, домашние дела их только перегрузят. Да я та самая мама, которая воспитывает детей, никогда им не отказывая, но зато мои мальчишки счастливы, у них есть время на прогулки, на игры с друзьями и друг с другом. Наприбираться они еще успеют!..

Ну, держись мама Даша, сейчас прибегут сторонники трудового воспитания.

Геворк Тамазян, отец двоих детей:

— У меня сын в первом классе уже помогает мне строить дом. Да, бьет молотком и себе по пальцам, и мне, но это все его инициатива, я им очень горжусь. Когда он был совсем маленьким, мы придумали, как научить его за собой игрушки убирать. Нужно поставить стол с любимым блюдом ребенка в центр комнаты, где раскиданы игрушки, и предложить ребенку пройти к столу. Он, конечно, все равно дойдет, но пару раз запнется. Потом говоришь с ним: видишь, как неудобно! После этого наш сын всегда игрушки собирал. Eсли объяснять ребенку необходимость и пользу труда, то он сам будет охотно браться за работу.

Николай Токачев, пресс-атташе МФК «Тюмень», отец двух сыновей 16 и 9 лет:

— Когда просишь детей помочь по дому, нужно подходить к этому с умом. Исключить всю опасную работу. А в остальном, если ребенок не против, то пускай делает, что ему интересно. Мои сыновья в раннем возрасте сами заправляли кровать, вытирали пыль, поливали цветы, подметали пол. Eсли нужно было что-то подкрутить, то тоже об этом просил. Все эти навыки им пригодились. Например, старший уже умеет готовить. Сможет и блины испечь, и пиццу. Eще у него получаются вкусные котлеты, младшему очень нравятся. В дошкольном возрасте он любил наблюдать за тем, как готовил я. Теперь точно не умрет с голоду.

Валентина Алексеева, воспитатель в детском саду:

— Нужно, чтобы ребенок всегда понимал, что он должен сам себя обслуживать. Труд — это не пытка, это естественная часть жизни, и человек с ранних лет должен это понимать. Ребенок пяти-шести лет уже умеет полностью делать уборку в своей комнате, складывать свою одежду аккуратно в шкаф, заправлять кровать. В семь-девять лет уже можно давать ребенку пылесосить, мыть посуду, помогать в огороде, готовить простейшие блюда вроде бутербродов и чая. А дальше по нарастающей, это нормально.

Александр Чехонин, председатель совета отцов при уполномоченном по правам ребенка в Тюменской области:

— Важно разделять труд и работу как несколько разные категории. Пропадать на работе — личный пример, но так ли полезно для воспитания ребенка?

Трудовое воспитание однозначно может начинаться с раннего детства и, конечно, должно сопровождаться личным примером. Когда в нашей семье папа берется помыть пол, а это происходит регулярно, дочка тоже берет тряпку и повторяет мои действия. Труд как норматив, повседневность жизни и безропотное, неворчливое его выполнение вместе с ребенком — залог, но не гарантия. С взрослением ребенка, усложнением психики и формированием осознанности возникают и иные механизмы — поощрение, справедливые санкции, контекстное погружение. Труд прекрасен, когда в нем есть смысл, желательно — множество смыслов

Фанавиль Гилязов, дедушка пяти внучек:

— Я родился и вырос в татарской семье. С детства нас учили уважать старших, помогать родителям и не обижать младших. С раннего возраста нас приучали к трудолюбию. По дому делали все. Сестры с мамой дом в чистоте держали, а я с папой и братьями в три года уже бревна от коры чистил. Очень любил, когда папа разрешал ему помогать. В пять меня посадили на лошадь окучивать и пропалывать картошку. За скотиной следил: овца родила барашка. Мама забрала его домой, а мы с братьями и сестрами кормили его, на руках таскали. Мы понимали, что родителям тяжело. Вот и трудились. Своих дочерей я не заставлял заниматься домом, потому что работал. Они обучались труду с мамой и бабушкой.

Сергей Мехнин, лидер движения стрит-воркаута в Тюменской области, молодой отец:

— Я рос в частном доме, и меня всегда заставляли что-то делать. Соответственно, я многое делал через не хочу. Я говорил родителям, что не хочу заниматься вашей картошкой в огороде и принципиально отказывался от картофеля и не ел его. Но работать все равно приходилось. Иногда по отношению ко мне действовал армейский метод: чем бы ни занимался, лишь бы устал. Что касается моего сына, то в квартире особо не потрудишься. Что сын умеет? Он сам умывается, сам убирает постель. Делает все молча, четко, не отвлекается. Когда приезжает к бабушке с дедушкой, изъявляет желание им помогать.

Eсли у него нет настроения что- либо делать, — например, он не хочет тренироваться или учить уроки, то я стараюсь перевести все это в игровую форму. В жизни порой не только мы сами принимаем решения, бывает, решения принимают за нас. Так что ко всему нужно быть готовым.

Анастасия Алешина, директор конкурса красоты «Леди Нефть», мама сына:

— Я никогда не заставляла мелкого прибираться дома. Зачем? У ребенка должно быть беззаботное детство. Eще успеет с пылесосом познакомиться. Я вступила в домашние дела в семь лет, потому что самой хотелось начать что-то делать руками. Смотрела на маму с веником и понимала, что не могу сидеть просто так. Сначала убирала свою комнату, а потом уже по дому начала помогать.

Олеся Яркова, детский психолог:

— Желательно приучать ребенка к труду с первых его порывов помогать. Ребенок будет счастлив, что он помог, что мама ему благодарна. Здесь очень важно хвалить, ребенку нужно чувствовать вашу отдачу на его действия. Но следует давать задания, с которыми ребенок точно сможет справиться. Нужно всегда позиционировать такие действия именно как помощь, а не как обязанность, ибо повинность убьет у ребенка желание помогать и что-то делать.

Татьяна Муратова, мама тройняшек:

— Когда детишек сразу трое, к тому же они одного возраста, то любое воспитание становится в три раза сложнее, тем более трудовое воспитание, которое, хочешь не хочешь, а требует принуждения и постоянного контроля. В теории все это так просто! Но чаще получается, что не я их учу, а они меня. В общем, дети иногда растут не так, как нам хочется. Они не роботы, где нажал кнопочку, дал в руки тряпочку — и готово…

А что говорит ваш воспитательский опыт? Пишите нам на почту редакции 464994@mail.ru.

ФОТО АНАСТАСИИ БОГДАНОВОЙ

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта