X

  • 25 Апрель
  • 2024 года
  • № 44
  • 5543

Пласты времен Александра Петрушина

Я краевед и хорошо знаю историю Тюмени, мне здесь каждое место знакомо и любимо. Я вам расскажу, как начал осваивать эту профессию, и вы меня поймете.

1967 год. Студенческое общежитие на улице Казанской. Двухэтажный деревянный дом. Сейчас на этом месте — вход в спортивный комплекс строительной академии Луначарского, 2. То есть здания общежития нет. Но в моей памяти оно есть! И я там гуляю и вижу — окно комнаты, где я жил, выходило на этот куст сирени. Следующая любовь — второе общежитие на улице Семакова. Сейчас на этом месте библиотечно-музейный центр ТюмГУ (Республики, 22). Я прохожу мимо, смотрю на него и вспоминаю, что я жил вот в том пристрое. Когда мне говорят: «Здания-то нет!» — я отвечаю: «Во мне оно есть!»

Следующий адрес моего проживания — Семакова, 5. Первый этаж — каменный, второй — деревянный. Одно окно на втором этаже моей комнаты выходило через улицу на дом, где родился и вырос Леонид Красин, известный наш дипломат и революционер, загадочный человек. А другое окно выходило на большой дом, где была установлена Советская власть в Тюмени. Оба эти дома сгорели. Я прохожу — липы остались, они помнят эти дома, и я помню.

Потом по службе в КГБ я много раз уезжал из Тюмени, возвращался. Следующий адрес был на улице Восстания, это район магазина «Маяк». Я жил на первом этаже двухэтажного барачного дома. А работал в помещении школы N 3 (ул. Садовая, 109/1), это ДОК «Красный Октябрь».

Улица Мира, 2. Никто не знает, как она называлась, у кого ни спрошу. А была она улицей Петра Кривоноса. Там мои окна выходили на кинотеатр «Октябрь». Eго тоже снесли. Очередной мой адрес был уже на улице Осипенко — там столько знаменитых мест! Назову только два (эти дома тоже не сохранились). По Осипенко, 18 в 1924 году жил выпускник ленинградского кооперативного института Алексей Николаевич Косыгин, будущий председатель Совета министров СССР. А через дорогу была фабрика по переработке дикоросов, которые он заготавливал. А наискосок бывший клуб водников, потом в 1947 году его переделали в кинотеатр «Победа»… Там, на Осипенко, много красивых домов, некоторые сгорели. В одном, на Осипенко, 19, в войну жила Eкатерина Александровна Eсенина, старшая сестра поэта.

Сейчас я живу на улице Малыгина и знаю историю этого микрорайона. Железная дорога, что пересекала улицу, исчезла. Осталась улица, названия которой никто не понимает, никто не знает, кто такой Морис Торез! Бывшую улицу Колымскую назвали именем генсека французской компартии. А весь район назывался Сараи, потому что там до революции были карьеры, где заготавливали глину — обжигали кирпич. А сырец сушили в сараях. Отсюда и имя.

Целый исторический район, о котором можно рассказывать бесконечно, — когда-то назывался Царево городище. Там есть улица, которая до 1921 года называлась Царево-городищенской (сейчас — Коммуны). И на ней был домик, где жил замечательный человек, патриот Тюмени, офицер, участник трех войн, народный учитель, директор краеведческого музея, художник Павел Афанасьевич Россомахин.

Проходя мимо всех этих домов, я жалею, что нет табличек о тех, кто в них жил (или «на этом месте). А если бы таблички были, то все виртуальные экскурсии, которые разрабатывает наша молодежь, были бы более содержательными.

Сейчас я смотрю из окна на остатки гостиницы «Заря», на улицу Первомайскую. Вот задумайтесь: до 1947 — 1948 годов улица Первомайская была, можно сказать, окраиной! С учетом эвакуированного населения в те годы количество горожан не превышало 100 тысяч человек, а сегодня — более 800 тысяч. Почувствуйте разницу! И важно, чтобы вот этот наш исторический центр сохранился хотя бы в воспоминаниях. А что касается новых районов — пройдут года, и в них будут жить интересные люди, и на них появятся мемориальные доски. Все может быть.

***
фото: Школа N 3 — один из пластов памяти.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта