X

  • 18 Апрель
  • 2024 года
  • № 41
  • 5540

Подальше друг от друга

18 ноября Госдума должна была рассмотреть в первом чтении законопроект о дистанционном обучении. Но депутаты решили отложить этот вопрос до следующего заседания. Возможно, к этому их подтолкнула негативная реакция общества на саму возможность узаконить дистанционку.

На сайте «Российская общественная инициатива» развернулось голосование против законопроекта. В петиции говорится: «Не допустим законодательного утверждения дистанционного образования», «требуем сделать очное образование единственным способом получения образования для школ, вузов, СПО».

Речь идет о законопроекте, который был внесен в Госдуму Советом Федерации еще 15 мая. Как объясняла одна из его авторов, член СФ от Республики Башкортостан Лилия Гумерова, в нем нет ни слова о замене очного образования дистанционным, а лишь «о надстройке дистанционного образования в таких нестандартных условиях, как сегодня». В законопроекте сенаторы предлагают уточнить полномочия Минпросвещения и Минобрнауки. Первое должно отвечать за утверждение порядка дистанционного обучения в общем и среднем профессиональном образовании, второе — в высшем.

Предполагается также внести изменения в подзаконные акты, уточнить обязанности педагогов, определить перечень предметов, преподаваемых дистанционно, и продолжительность уроков.

Гумерова объясняет, что внесенные сенаторами поправки необходимы в тех случаях, когда дистанционное обучение — это единственная возможность обеспечить непрерывность образования в условиях введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

И вот сейчас, когда заболеваемость коронавирусом значительно превысила весенние показатели, казалось бы, такая ситуация настала. Студенты пишут петиции в министерство и в правительство, требуя перевести их на дистанционку. Многие родители младшеклассников ратуют за то же.

«Несмотря на то, что классы с 6-го по 11-й ушли на дистанционное, дети все равно будут бегать по школе и общаться друг с другом, а это снова риски. Скорее всего, так же будут приносить бациллы домой. А у нас у всех бабушки, дедушки», — пишет в родительском чате Ольга, мама третьеклассника.

«Нам дистанционки хватило весной, совсем никакой дисциплины», — возражает ей другая родительница. И ее поддерживают лайками те, кто не хочет или не может организовать дома учебный процесс.

Среди родителей, как и среди педагогов, нет единодушия. Некоторые категорически против дистанционного обучения. Они уверены, что без живого контакта учитель — ученик невозможна полноценная передача знаний. Пугает и то, что, оставаясь постоянно в четырех стенах, дети разучатся общаться, ослабнут физически и окончательно уйдут в виртуальную реальность.

— И наш президент, и руководители области четко сказали, что страна никогда не выйдет на постоянной основе на дистанционный формат, что живое общение учителей и учеников ничто не заменит. Но сейчас такое время, когда с помощью технологий мы можем обезопасить себя и своих детей, — говорит директор тюменской физико-математической школы Наталья Фомичева.

Она считает, что весной школы достаточно хорошо обкатали дистанционный формат. И теперь главное — оттачивать имеющиеся методики. Для этого в физматшколе раз в неделю проводят методические завтраки (тоже онлайн), во время которых педагоги рассказывают о новинках, которые нашли в интернете и как с их помощью можно усовершенствовать образовательный процесс. Все онлайн-уроки, как и положено, начинаются и заканчиваются по звонку. Проверяют работы учителя также по специальным программам.

— Но все равно анализирует каждую работу ученика учитель, — говорит Наталья Фомичева. — Смотрит, какие ошибки, что надо подтянуть. Сохраняется индивидуальный подход.

Кроме этого, на классного руководителя, считает директор ФМШ, ложится дополнительная нагрузка. Ведь ему надо проверить, все ли ученики вовремя подключились к уроку, если нет, то выяснить, почему: технические это неполадки, по состоянию ли здоровья. Так что, несмотря на дистанционный формат, работы у учителей меньше не становится, нагрузка даже возрастает.

— Плюс от дистанционного обучения один и большой — это сохранение здоровья, — считает Наталья Александровна. — У нас школа не по месту жительства, почти все ребята пользуются общественным транспортом, а это, несмотря на масочный режим, все-таки риск.

— Ну а если детям понравится учиться дистанционно и они не захотят потом возвращаться к обычному учебному процессу? Как считаете, можно будет для желающих оставить дистанционный формат?

— Дистанционное обучение хорошо, только когда надо решить временную проблему. Например, перед началом учебного года один мальчик сломал ногу, и чтобы ему не ходить в школу на костылях, учитель просто включал во время урока в классе видеокамеру, и ребенок как бы присутствовал вместе со всеми на уроке. Потом на пятиминутках его одноклассники подходили к монитору, махали ему руками, общались. Получился эффект почти полного присутствия в классе. Но я не знаю ребят, которые бы совсем не хотели ходить в школу. Eсли такое происходит, надо смотреть почему. Возможно, привлекать психолога, говорить с родителями, с этой точки зрения смотреть на проблему, а не просто изымать ребенка из школы.

…Eсли судить по количеству подписавших петицию против дистанционного обучения, то таких меньшинство. Для рассмотрения общественной инициативы на федеральном уровне необходимо собрать сто тысяч подписей. Пока подписались менее шести тысяч человек. Хотя время у противников дистанционки еще есть: голосование, как указано на сайте, продлится до июня 2021 года. Но хочется верить, что возобладает здравый смысл.

***
фото: Семья Ярышевых учится дистанционно.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта