X

  • 28 Март
  • 2024 года
  • № 32
  • 5531

Чайная чашка со смыслом

Вначале была легенда об императоре. Один из древних китайских императоров так сильно любил жену, что после ее смерти потерял желание править и вообще жить дальше.

Чтобы спасти государство, один из приближенных пообещал императору, что вызовет тень его умершей жены. Он натянул белую ткань и повелел слугам вырезать силуэт жены императора из бумаги. Правитель сел перед полотном, за тканью загорелась свеча, и на ней появилась тень его возлюбленной… Пожалуй, стоит притормозить и объяснить, в начале чего была эта легенда? Она положила начало детскому театральному фестивалю света и тени, что прошел в эти выходные в «Космосе». Рассказал ее Виктор Платонов, художественный руководитель Московского театра теней, заслуженный художник России. Он прочел онлайн-лекцию о театре теней. Эта легенда — как раз история его создания. Полностью послушать ее можно в группе «Космоса» во «ВКонтакте».

А я расскажу, о чем еще беседовали на фестивале. Те, у кого дети давно выросли или их вовсе не было, — не спешите переворачивать лист. Именно на фоне детей мы, взрослые, можем лучше разглядеть себя. И на этом фоне мы особенно смешные.

О таком не говорят

У входа в зрительный зал можно купить набор для домашнего театра теней. Eго предлагает Александр Токарев, руководитель своего театра из Калининграда. На столе лампа, она создает четкий световой круг на стене. В руках Александра черный дракон размером с ладонь. Но на стене тень дракона из маленькой может стать огромной, его морда, будто при смене кадра в кино, может перейти в крупный план, а челюсти при помощи палочек начинают шевелиться. Получается зрелищно.

— Наборов у меня много, но самый популярный — сказочный. Там принц, принцесса, ведьма и все в таком духе, — вздыхает Александр.

Когда дело касается воспитания детей, у нас включается консервативность, если не сказать ханжество. Напрямую эта проблема касается и театра. Антон Нестеренко, режиссер и актер Тюменского театра кукол и участник фестиваля, на пресс-конференции признался, что детские театры бывают порой скучны в выборе репертуара. Впрочем, на его защиту сразу пришел один из экспертов фестиваля Дмитрий Ши, главный режиссер курганского театра кукол «Гулливер».

— Да, одна из главных проблем детского театра — репертуар, крайне редко появляется актуальная литература, — сказал Дмитрий. — Но это можно понять. Родители куда охотнее возьмут билеты на «Золушку», чем на современного автора, так как знают, чего примерно ожидать от постановки.

Но интересные современные авторы есть, и общаются они с читателем куда более откровенно, чем мы привыкли. Эта особенность смущает в первую очередь взрослых. Одной из задач фестиваля было убедить взрослых зрителей, что детский театр (да и детство вообще) необязательно должен быть стерильным. Так мы не защищаем детей от мира, в котором они, хотим мы того или нет, живут, так мы просто становимся дальше от них. Убеждаем, что разговаривать с нами о некоторых вещах бесполезно.

На фестивале книжный магазин «Никто не спит» рассказал о трендах в современной детской литературе. Показал книги. Одна, например, выполнена в виде комикса о животных. Я открываю наугад и вижу, как родители и ребенок сидят перед телевизором. Папа-лось смотрит новости. Сообщают, что некая семья голубей заразилась опасным птичьим гриппом, пока отдыхала в экзотической стране. Ребенок это слышит, но плохо понимает, о чем речь, а родители, общаясь между собой, только усиливают его опасения. Птиц в школе зверей начинают бояться — вдруг заразные? В общем, тема злободневная. И финал будет поучительный. Следующей в моих руках оказывается «Самые добрые в мире» Уильфа Нильсона. Она про детей, которые организуют свое похоронное бюро, скучно им стало на летних каникулах, вот и решили… Они хоронят все подряд — селедку, которую нашли в консервах, полевую мышку, что нашли в кустах. Только один из мальчиков в компании боится прикасаться к мертвым. Но когда на глазах у детей умирает птичка (она разбилась о дерево), именно этот мальчик поднимает ее на руки, забывая о страхе. Дети впервые чувствуют горе от потери и понимают, что такое смерть. Звучит это жутковато, но на самом деле книга светлая и трогательная.

А Александр, что продает наборы для театра теней, показывает нам Смерть с косой — элемент одного из наборов. Но молодая мамочка сразу просит показать что-нибудь более позитивное. Например, принцессу.

Человек-ворчун

Специальный приз фестиваля за актерское мастерство вручен театру «Моника и дрозд» из Москвы. Совершенно заслуженно. Спектакль «Все подряд» по Теллегену (относительно современному автору) ведется одной актрисой Катериной Кочневой. Она выступает в роли Моники — сказочницы или путешественницы (первым делом мы отправимся в Нидерланды, на родину писателя). А в помощники себе берет различные предметы мебели, которые в ее руках превращаются в животных, в самого Теллегена или даже в пустынные барханы. Eе обаяние настолько велико, что и взрослые, и дети включаются в действие. Вот Моника раздает чашечки разных напитков, сначала — детям.

— Кому еще? — спрашивает деловито.

Зачарованные ее обаянием родители робко поднимают руку, поглядывая по сторонам — не осудят ли их участие в детском празднике? Моника не дает им передумать, тут же несет чашечки.

— Вы наверно кофе любите? Ой, как здорово, я угадала, как раз сварила! — говорит она.

Тут уж руки взлетают у всей взрослой части зала — значит, можно! В чашечках, кстати, находится маленький колокольчик. С его помощью мы сыграем симфонию летнего солнца, что лучами прорывается сквозь кроны ив у реки. Получится так же красиво, как и звучит.

Спектакль Моники очень смешной, но философский. Например, животные рассказывают о своей боли и показывают ее. Но иногда боль спрятана так глубоко, что ее невозможно разглядеть. Бегемот пытается, открывает пасть во всю ширь и расстраивается, что никто не видит его боли. Или вот белка, оставшись зимой одна, вспоминает, как ее друг муравей говорил ей — общаться можно с чем угодно, стоит только захотеть. И белка пробует поговорить с чаем. Оказывается, ему есть что рассказать — о тепле, о том, как пар поднимается над водой, о чаинках. Главное — уметь слушать…

А после было обсуждение спектакля со зрителями, экспертами и детским психологом. Некоторые эксперты заявили, что им было не все понятно в переходах между сказками. Катерина слушает очень внимательно, не спорит. Но потом тихо роняет: «А разве обязательно все-все должно быть понятно? В жизни ведь тоже не все понятно…»

Это ее замечание пропускают. Один из зрителей, молодой отец, сидит в позе лотоса на стуле. Он хвалит актрису за развитие детской фантазии, что она показывает — и из ящичков стола можно создать себе игрушку. Но потом возмущается, что современная индустрия совсем не думает о развитии креативности, создает детализированные игрушки из пластика.

— В садике дети друг другу что-то рассказывают, а нам потом с этим нужно что-то делать. Вот я терпеть не могу Человека-паука и всех этих пластиковых супергероев. Мы и фильмы эти не смотрим. А ребенку захотелось игрушечного Человека-паука, — говорит молодой отец. — Что с этим делать?

— А что плохого в Человеке- пауке? — уточняет психолог.

— Мне не нравится вся эта современная потребительская культура, эти пластиковые игрушки и навязанные ценности, — говорит отец.

— Что же, — вздыхает психолог. — А попробуйте спросить у ребенка, что ему нравится в Человеке-пауке. Может быть, тут-то вы и поймете, что с ребенком у вас одинаковые ценности? Может быть, ему нравится, что этот герой добрый, смелый или вот гибкий, как папа? Попробуйте услышать вашего сына.

.Действительно, в конце концов, если у белки получилось услышать чай, может, и мы не безнадежны? Способны услышать хотя бы друг друга?

В общем, на фестивале света и тени было предостаточно отличных спектаклей из разных городов страны. Здесь сумели доказать, что детское — не значит глупое или неинтересное взрослым. Гран-при выиграл спектакль «Дочь неба» театра «Ученый медведь» из Москвы. Тюменцы отличились в номинации «За художественную целостность»: приз выиграл спектакль «Про умную собачку Соню».

ФОТО ИЗ АРХИВА ФEСТИВАЛЯ

***
фото: Директор фестиваля Юлия Кувшинова;Катерина Кочнева.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта