X

Специальность одна, а профессий— пять

Одна рука заведена за спину, в другой — поднос с тарелками. Спины прямые, сверкают улыбки. Плывут три такие павы к столикам, несут заказы. Красиво.

Правда, по глазам девушек заметно напряжение. Оно и понятно: рядом строгие эксперты, делают пометки на листах формата А4.

Вместо образования ресторанный сервис

В одном из кабинетов техникума индустрии питания, коммерции и сервиса идет региональный этап чемпионата молодых профессионалов WorldSkills» в компетенции «ресторанный сервис». Три конкурсантки, если присмотреться, все же ведут себя немного по-разному. Одна заметно скована и с трудом находит контакт с «клиентами». Другая суетится, видимо, от волнения. Мне больше всего нравится, как держится участница под номером два. Скромно, но радушно встречает гостей. Да и за столами у нее полный порядок. Деловито и спокойно принимает заказы, все довольны, эксперты, похоже, тоже.

Девушку зовут Анастасия Бурла. Она студентка третьего курса колледжа производственных и социальных технологий. Участвует в чемпионате второй раз. Будущая специальность Анастасии — менеджер общественного питания. По окончании колледжа она может работать официантом, барменом, бариста, сомелье или администратором ресторана.

— Все равно страшно, хоть я уже не дебютантка конкурса, — делится девушка. — Когда погружаешься в работу, сосредотачиваешься на том, что должна сделать здесь и сейчас, страх уходит. Правда, в голове постоянно снуют мысли: все ли я правильно делаю, успею ли закончить вовремя?

Наверное, такое крутится в голове каждой участницы. Любопытно, что Анастасия хотела работать воспитателем в детском саду. Но родители предложили другой путь. Прежде чем согласиться, она долго сомневалась, изучала в интернете, что это за профессия. Ну а почему бы и не поступить, вдруг понравится? Уже нравится.

— Люблю погружаться в мою будущую профессию, разбираться в нюансах, узнавать, как все устроено, — продолжает девушка. — Хотя раньше не обращала внимания на официантов или барменов в кафе. Просто приходила и ела, а ведь ресторанный сервис — это целый мир.

Ну а чем конкретно эта сфера деятельности может привлечь будущих абитуриентов? Прежде всего, общением с разными людьми, а также возможностью их удивлять.

— Надо учиться разговаривать, — объясняет Анастасия. — Я человек стеснительный, мне привычнее слушать, чем разговаривать. Поэтому всегда приходится заставлять себя общаться с людьми. Уже неплохо получается. Вообще многое зависит от человека. Eсли ты все схватываешь на лету, то все будет даваться легко в этой профессии. А вообще… как не любить ресторанный сервис, если можно готовить вкусный кофе, необычные коктейли? Поражать гостей или домашних способами открывания шампанского или вина, в том числе совершенно бесшумным?

Учите матчасть

— Бармен, бариста — это интерактив, — говорит Юлия Мелехова, преподаватель техникума, главный эксперт в компетенции «ресторанный сервис». — Они устраивают шоу, например, тот же флейринг (приготовление коктейлей с использованием элементов жонглирования бутылками, игры с огнем). Могут сделать тот или иной напиток на глазах гостя, еще и рассказать историю приготовления. Eсли говорить о росте, то бармены и официанты со временем могут стать администраторами ресторана, то есть управленцами.

Но процесс становления не обходится без ошибок, которые допускали и конкурсантки.

Например, если официант стоит по левую сторону от гостя, то он должен обслуживать его левой рукой, если справа — то правой. Это делается, чтобы всегда быть открытым. Существует и определенный курсив. На ресторанном сленге курсив означает направление движения вокруг стола.

Пожалуй, самая частая ошибка начинающих официантов, по словам Юлии Алексеевны, неправильное положение рук при наливании напитка. Отсюда случаи, когда жидкость проливается на стол. Многие забывают и о том, что этикетка бутылки должна смотреть на гостя.

За салфетки и скатерти ни в коем случае нельзя браться голыми руками, для этого существуют перчатки. Но когда отодвигают стулья, то перчатки нужно снять. В общем, чтобы стать хорошим официантом, надо многое знать и уметь.

— Когда мне было семнадцать, я работала официанткой, — вспоминает Юлия Алексеевна. — Однажды водку «Гжелка» я назвала «Джелка», потому что не читала винную карту. Как назло мне попался очень важный гость. И он меня жестко отчитал, мол, почему я выхожу в зал, если не знаю меню. Хотелось разрыдаться прямо на месте, но я сдержалась. В таких ситуациях можно проплакаться где-нибудь в помещении для персонала, а потом выходить в зал как ни в чем не бывало. Тогда администратор предлагала меня заменить и завершить обслуживание самой. Я отказалась. Eсли сдаешься в первый момент, это плохо. Всегда говорю своим студентам, что если вы испугались один раз, то значит, и в дальнейшем станете постоянно уходить от ответственности.

***
фото: Анастасия Бурла.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта