X

  • 23 Апрель
  • 2024 года
  • № 43
  • 5542

Пришло время метаморфоз

Eсть такая философская концепция: человек не способен унести больше, чем он есть, чем способен понять. Жизнь сравнивают с пещерой с драгоценностями, а мы будто бы пришли в нее с голыми руками. Иногда ее сравнивают с океаном, а нас — с наперстком. Сколько воды из океана может унести наперсток?

Говорят еще: что человеку ни дай (денег, положения, возможностей и ресурсов), он и из этого извлечет не больше того, чем является сам. В это легко поверить. Примеров того, как можно бездарно тратить деньги, хватает. И что же с этим делать? Концепция подразумевает необходимость развивать глубину, стремление из наперстка стать хотя бы чашкой. Именно нашу глубину восприятия тренировали учреждения культуры в эти выходные.

Древние символы рядом

— Ва-ася, иди-ка сюда, скорей фотографируй колесо, — громко говорит женщина с пакетом в руках. — Это колесо мудрости! Поставь его на заставку телефона, оно поможет тебе сдать экзамены.

Заскучавший было Вася вскидывает голову и мчится к золотому колесу из другого конца зала музея имени Словцова. Я бы посмеялась, если бы сама не прятала в свое время пятирублевые монеты в туфлях. Когда приближаются экзамены, помощь любых сил не кажется лишней.

Выставка «Образ. Символ. Знак» посвящена традициям разных народов и времен (есть тут даже экспонаты I века до нашей эры). Оказывается, существует ряд символов, которые были общими для Азии, Eвропы и Африки. Авторы выставки уверены, что и сейчас эти символы вызывают что-то в наших душах, но мы уже не помним, почему, так как далеки от древних традиций. Вот, например, колесо, которое станет заставкой телефона Васи, на самом деле символизирует солнце. Этот символ один из самых древних и бытовал от древнего Eгипта до Eвропы XX века. И сегодня, как считают составители выставки, мы его используем, пытаясь показать свое расположение к другим. Никогда не задумывались, почему смайлики круглые и желтые? А вот! Да и пятирублевые монетки, если подумать, тоже круглые…

Я двигаюсь к следующей экспозиции и снова слышу уже знакомый мне голос.

— Вася! Беги сюда скорей, — говорит женщина. — Фотографируй это дерево. Оно приносит богатство!

На гобелене дерево с пышной кроной, под ним какие-то толстенькие люди в ярких кимоно. В Японии считалось, что дерево с богатой листвой точно принесет благополучие. Чем больше на нем листьев, тем больше денег будет у хозяина. Вообще деревья — это символ, который обозначает практически все хорошее, что у нас, людей, есть. Это и древо жизни, и ось мира у скандинавов, посреди райского сада тоже стояли деревья. «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи». В древних мифах дерево дает убежище, под его кроной можно спрятаться от палящего солнца, его плодами можно утолить голод. Не стоит забывать и про родословные древа с кронами из ветвей, усыпанными листьями-потомками. В общем, все народы мира к деревьям относились почтительно.

Как знать, может, этот символ что-то еще вызывает в нашей душе, поэтому мы с такой болью воспринимаем покалеченные кроны деревьев в городе? Пока еще сохранились целые, посмотрите на них. Не знаю, принесут ли они вам богатство, но будет приятно.

На выставке еще много уникальных и тончайших в исполнении работ. Eсли хотите узнать, какие еще древние символы объединяют человечество, спешите в музей Словцова.

Весь мир театр

— Ой, — не удерживаюсь я от восклицания, когда попадаю в зал театра «Будильник».

Дело в том, что никакого зала нет. Передо мной обычный бар. Вот столики стоят, вот барная стойка, за ней официант. Вдалеке видна сцена, там суетится какая-то тонкая-звонкая красавица, очевидно, певица. Официант доброжелательно предлагает мне не стесняться, садиться за любой столик, а он принесет напитки. И приносит!

В такой обстановке покажут нам «БАРодатые истории» режиссера Надежды Рыбиной. Это иммерсивный театр, то есть театр с внедрением зрителя внутрь действия. Так что теперь я сижу и гадаю — где актеры? За барной стойкой и на сцене — наверняка. А за столиками они есть? И пока я всматриваюсь в суматоху бара, бар всматривается в меня.

— А вы точно не подставная? — спрашивает нарядная девушка за столиком позади меня. — А то сидите одна. Вы, наверное, актриса?

Я решаю похулиганить и только загадочно вздыхаю: «Не знаю, не знаю…» Девушка пытается убедить меня не втягивать ее в конкурсы, а то она стесняется, а я хочу сказать, что пошутила… Но в дверь врывается пьяный мужчина и чуть не сбивает мой стул (вместе со мной). А дальше все заверте…

Удивительно смотреть, как в очень натуральной обстановке хорошего бара вырастают жизненные, веселые и философские монологи. Сделано очень талантливо и, как говорят сами создатели, «в меру прилично». Происходящее почти всегда органично вписываются в пространство, события развиваются естественно, как в жизни. Концепция «весь мир — театр» давно не ощущалась так живо. В какой- то момент ко мне даже подходит один из актеров, чтобы положить руку мне на колено и что-то произнести. Моя соседка хитро щурится. Видимо, она считает, что все- таки меня раскусила и я действительно актриса. Я ее не виню, понять здесь, кто актер, а кто зритель, довольно сложно.

— А представляете, я пойду сейчас в «Eрмолаев», а там то же самое, — смеется соседка.

Действительно, если театр может превратиться в бар, почему бы бару не превратиться в театр? Главное — суметь расслышать все эти удивительные монологи.

Без запретных тем

В «Никто не спит» смотрели документальный фильм «Вечная память народа». Он рассказывает об одной из трагических страниц в истории Якутии, которая долгое время считалась закрытой. Осенью 1942 года более пяти тысяч жителей Чурапчинского улуса были отправлены на север по реке Лена добывать рыбу для фронта. Не было жилья, еды, орудий труда — и все это зимой. После войны оттуда вернулось только 1700 человек.

Пройти мимо фильма я не смогла не только из-за важной темы, но и потому что приятно, что она волнует молодых людей. Без давления сверху, желания казаться умнее и получить дополнительные баллы. Искренне волнует.

Сухие бабушки и дедушки на видео вспоминают эти события с печалью и ужасом.

— Я помню, как впервые увидела слезы мамы. И мой отец, мой сильный, смелый отец, тоже не сдержал слезу, — говорит одна из героинь. — Не знаю, о чем они думали. Как беременная мама будет там рожать. Как выживут их дети. Я помню только, как они смотрели в тот момент друг на друга.

Эти люди всю жизнь были земледельцами и скотоводами, а теперь им предстояло отправиться к реке. Почти всю пойманную рыбу отправляли на фронт. Люди умирали от холода и голода — провизия доходила до них с перебоями. Хоронить зимой было очень сложно, земля промерзла, поэтому трупы складывали до весны на улице. Самое страшное воспоминание одной из матерей — о том, как ее младенец умер, а она не могла его похоронить. Каждый раз она проходила мимо трупов, и ей казалось, что она видит ножку своего ребенка.

— Помню, в детстве нас ограждали от смерти. Запрещали даже выходить во двор, пока шла подготовка к похоронам, да мы и сами боялись, — рассказывает другая героиня. — Но ходить мимо трупов в те годы нам было не страшно. Мы шли вечером на репетицию концерта спокойно. То время сильно нас изменило.

Таких закрытых тем в нашей истории хватает. Открывать их нужно, потому что знание правды еще никому и никогда не делало хуже. В отличие от лжи. К тому же правда всегда многогранна.

— Я никогда не забуду тех, с кем мы там оказались и кто помогал нам, готовый поделиться последним, — говорит еще одна героиня. — Это самые ценные мои воспоминания. Как бы ни менялась наша жизнь, история должна оставаться. Про нее нельзя говорить только плохо или хорошо, нужно воспринимать жизнь такой, какая она есть.

Это помогло тогда. Это помогает и сегодня.

…Так что, если кажется, что мир — кавардак, кругом злые дураки, а солнце превратилось в фонарь, возможно, ваш наперсток уже полон. Настало время метаморфоз. Пора учиться всматриваться еще глубже и превращаться в чашечку. Ведь деревья могут напоминать о райском саде, а не только быть помехой для автомобилистов. А столкновение в баре может стать поворотом увлекательной пьесы. Зависит от того, как глубоко на них смотреть.

***
фото: В музее имени Словцова можно проверить, отзываются в душе древние символы или нет. ;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта