X

Разгадки ищите в подсознании

В музее Словцова открылась выставка графических работ Сальвадора Дали «Сюрреализм — это я».

Представить, что в Тюмень привезут подлинники великого мистификатора, казалось невозможным. Однако эксперты, искусствоведы и владельцы коллекций уже приметили возможности выставочных залов музея Словцова, и теперь вопрос только времени (и финансов), когда и какие привезут к нам шедевры.

— Полтора года назад, когда в Москве открылась выставка Сальвадора Дали, мне посчастливилось там побывать, вживую познакомиться с этими полотнами, — рассказала на открытии выставки Eлена Майер, директор областного департамента культуры. — Тогда я мечтала только об одном: чтобы эти работы были представлены и в Тюмени. Это кажется фантастикой, но эта мечта сбылась!

На выставке музея Словцова «Сюрреализм — это я» представлено более 200 подлинных графических работ Сальвадора Дали, его фотографии, скульптуры из многослойного стекла, бронзы. Все они из частного собрания коллекционера Павла Башмакова. В одном из залов используются и мультимедийные технологии, которые позволяют зрителям оказаться внутри картины, рассмотреть ее в деталях. Наверно, ожившие полотна будут особенно интересны тем, кто не привык к молчаливому созерцанию и даже от искусства требует драйва.

Впрочем, и без современных 3D- и даже 4D-технологий Сальвадор Дали загадывает такие ребусы, что даже если разложить их на слои и детали, вряд ли изображенное станет более логичным и понятным. Художник никогда к этому и не стремился. Наоборот утверждал, что его картины и не надо понимать, он сам их не понимает. Не все задачи надо решать головой. Искусство и не должно быть понятным.

— Искусство вообще никому ничего не должно, — уверен Павел Башмаков. — Оно про удовольствие, рефлексию. Приходя на выставку, надо оставить за порогом весь свой бэкграунд. Прийти с чистым сердцем и открытыми глазами. И просто получить удовольствие от колористики, от того, как автор видит.

Рассмотреть реальность в работах Дали, конечно, сложно. Хотя чем больше узнаешь о творчестве Дали, тем больше кажется, что он знал и чувствовал эту реальность намного тоньше и глубже, чем многие художники и до и после него. Он играл с ней, экспериментировал, проверял на прочность, яркость, сочность, выразительность. Какую только технику он не применял — сухой иглы, офорта, пошуара, акварели, карандашных набросков, декорирования золотой фольгой. Использовал бумагу ручной выделки, деревянные печатные пластины, особый карандаш с войлочным пишущим узлом. Наносил рисунки на медные и металлические пластины рубиновым или алмазным острием, добавляя тени, уточняя линии с помощью стальной иглы и резца. Проводил эксперименты с камнями и методами нанесения изображения на них. Изобрел собственный метод нанесения литографской краски на камни — пулизм, или булетизм. Вместо кисти и карандаша он использовал аркебузу, расстреливая основу будущей литографии дробью, начиненной тушью. Eго вполне можно было бы назвать Леонардо да Винчи изобразительного искусства. Он смотрел в суть вещей, выворачивал их наизнанку, смеялся над ними, хулиганил, шокировал зрителя. «Самая большая мечта моей жизни, чтобы обо мне постоянно говорили. В крайнем случае — хорошее», — писал Дали.

Пересказывать сюжеты его офортов и картин все равно, что пересказывать сновидения. Вроде бы вот она — реальность, ты ее видишь, чувствуешь, но как только начинаешь разматывать этот клубок созданных воображением событий, вытягивать из него ниточку логики, так все сразу становится сумбурным и еще более запутанным. Подсознание хоть и управляет сознанием, но живет по другим правилам.

Не реальности, а мистики.

В одной из серий, представленных на выставке графических работ — «Озорные сны Пантагрюэля», состоящей из литографий по произведениям Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Дали задал зрителям задачку, которую никто, даже искусствоведы, хорошо знакомые с его творчеством, до сих пор не смогли разгадать. В 24 литографиях из 25 он вписал ребусы, а в одной, самой объемной и детально прописанной, якобы дал подсказки для разгадок. Осталось только понять, где они? И были ли вообще? Или это очередная его мистификация? Может, кто-то из посетителей выставки «Сюрреализм — это я» сможет разгадать это.

Выставка будет работать до 12 декабря. Стоимость билетов от 250 до 500 рублей. Действует и программа «Пушкинская карта».

***
фото: На открытии выставки «Сюрреализм — это я».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта