X

  • 28 Март
  • 2024 года
  • № 32
  • 5531

Взгляд на лампочку оптимиста и скептика

Если пересчитать все лампочки в квартире — их получится не три, не пять, а больше десятка. Готовы ли вы поменять их все и сразу?

В 2012 году в России планируют отказаться от выпуска лампочек накаливания мощностью в 100 ватт и выше. С этого времени или чуть позже, с учетом того, что производство в один день не останавливается и склады сразу не пустеют, привычных «лампочек Ильича» в магазинах будет не найти. Пока эта перспектива кажется почти нереальной — как можно в одночасье лишиться того, что 70 лет казалось незыблемым? Но иного пути нет. От производства и использования лампочек накаливания отказались и Европа, и Америка. Мы далеко не лидеры в этом списке.

И все-таки создается впечатление, что директива есть, а понимания ее и готовности принять — нет. Может быть, все и согласны, что экономить пора, что так должно быть выгоднее и гражданину, и государству, но выкладывать за одну лампочку столько, сколько в среднем обходится ежемесячная плата за электроэнергию — не каждый готов. Адекватна ли цена энергосберегающих лампочек? Из чего она складывается? Насколько она подъемна?

Поскольку истина, говорят, рождается в споре, мы решили выслушать две противоположные точки зрения. В качестве оппонентов сегодня выступают главный редактор газеты «Тюменский курьер» Рафаэль Гольдберг и генеральный директор ООО НТЦ «Энергосбертех» Максим Мозолевский.

М. М.:

— «Лампочка Ильича» является одной из самых архаичных в линейке светотехники. Выше нее по энергоэффективности стоят галогенные лампочки, свечение которых обеспечивает газ, а не нагретая спираль. Они по сравнению с лампами накаливания экономичнее примерно на четверть. Далее идут компактные люминесцентные, или, как их чаще сейчас называют, энергосберегающие. А на самой вершине располагаются светодиоды.

На данный момент на тюменском рынке представлено минимум 25 брендов энергосберегающих ламп. Казалось бы, выбор есть. Но, к сожалению, большинство имеющихся в продаже, — устаревшей модификации, разработки начала 2000-х годов. Сейчас ведущие производители предлагают более компактные и современные модели. Они дороже, но ориентироваться на цену в этом вопросе не стоит. Лампочка за 90 рублей — полная «туфта», велик риск, что она сделана из плохих компонентов. Так что 150-200 рублей — цена вполне приемлемая.

Р. Г.:

— Насколько такая цена адекватна? Сколько в ней — реальные затраты, а сколько — накрутки?

М. М.:

— Одно дело себестоимость, другое — потребительская цена, то есть цена, которую готов заплатить за товар покупатель. Из чего она складывается? Предположим, затраты на производство лампочки где-нибудь в Гонконге обошлись в 30 рублей (в России энергосберегающие лампы пока не производятся). Далее она пересекает границу, таможенные пошлины увеличивают ее стоимость процентов на 90-95%. Затем свои проценты добавляют дилер, перекупщик, торговля — в результате начальная цифра возрастает примерно на 150%.

Р. Г.:

— А человек приходит в магазин, видит ценник, и у него возникает сложное, скорее, негативное, чувство. Получается, что своим кошельком он содержит всю цепочку. И никакой гарантии за качество товара ему не дают. Вот в лампочках, которые вы, например, предлагаете, есть гарантийный талончик?

М. М.:

— Не секрет, что многие дилеры такие талончики, когда товар поступает на склад, убирают из упаковок. Поймите, что предприниматель зажат со всех сторон, и если еще содержать отдельного человека на гарантийное обслуживание такой мелочевки, то бизнес становится нерентабельным.

Р. Г.:

— Куда же бедному человеку-то податься? Почему ему никто не помогает? Недавно, например, директор аккумуляторного завода Александр Кореляков был в Вене и рассказывает, что во время городского праздника там по улицам ходили волонтеры и бесплатно раздавали энергосберегающие лампочки. Пока он шел до гостиницы, штук десять насобирал. Почему у нас не проводится подобных акций? Чего все-таки государство хочет добиться: поддержать малый бизнес или снизить энергопотребление в стране? Пока остается непонятным, как убедить «маленького человека» добровольно взять на себя большие траты на приобретение энергосберегающих лампочек.

М. М.:

— Пожалуй, это ключевое слово: мы сами не знаем, чего хотим…

Р. Г.:

— То есть ориентиры обозначили, флаг поставили, но как туда идти, не объяснили. Что необходимо сделать для организации государственной поддержки этой кампании? Ведь лоббисты от энергетики и не скрывают, что они в ней не заинтересованы. Массового снижения энергопотребления им, в общем-то, и не нужно. Если снизится оплата населения, упадут инвестиции… Может, рано нам идти по этому пути? Да, лампочки накаливания архаичны, но они проверены временем и… понятны. Грандиозных идей «сверху» наша история знала немало. Нам обещали: построить коммунизм, обеспечить каждого к 2000 году квартирой… А еще объясняли преимущества колхозов, продразверстки, кукурузных плантаций. И каждый раз убеждали: так надо. Как правило, силовыми методами.

М. М.:

— Изначально идея сформулирована, верно: переориентировать страну. Сделать так, чтобы даже самый бедный знал: это надо для благополучия государства, для его светлого будущего. И готов был вложить в идею свои кровные. Сроки назначены сжатые. Потому что мы катастрофически отстали. Нам надо спешить, бежать, сломя голову. Цели-то большие, амбициозные…

Р. Г.:

— Мудрые говорят: «Поспешай с промедлением». Если менять только ради того, чтобы менять, возникнет большой шлейф проблем. Он виден уже сейчас: высокая цена и низкое качество; нет гарантийных обязательств; старые технологии; отсутствуют свои производственные линии и при этом взимаются высокие ввозные пошлины. Надо искать баланс сил. И — «старшего по лампе». Кто весь процесс регулирует? И не зайдет ли он в тупик? Не окажется ли реформа ради реформы?

М. М.:

— Баланс в том, чтобы соблюсти две формы деятельности: «тяни и толкай». «Толкай» должно идти от власти, прежде всего в виде законодательных актов, постановлений, распоряжений, решений. А «тяни» — покупательский спрос: тяни с полок. Первое есть, а второго явно недостает. Но правила ведения бизнеса говорят, что если даже половина принятых решений неправильна, все равно надо двигаться вперед…

Р. Г.:

— А вы уверены, что мы движемся вперед? Ведь прогресс не должен быть любой ценой, через силу. История много раз подтверждала, что силовые приемы в результате приводят к краху.

М. М.:

— Демократия — тоже силовое давление, только через харизму и компетентность. В конце концов, надо выбирать пути, чтобы побеждать темноту. А цена? Стоимость одной лампочки сравнима со стоимостью бутылки водки. Что важнее?

Р. Г.:

— И все-таки надо думать, прежде всего, о том, как смягчить удар. Как сделать так, чтобы переход на энергосберегающие технологии стал добровольным и разумным выбором каждого. Сберегая энергию, сберечь человека.

***
фото: Максим Мозолевский с одной из новых лампочек.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта