X

  • 19 Апрель
  • 2024 года
  • № 42
  • 5541

Связь времен

В тот день, когда Чехову исполнилось 150 лет, в Тюмени открылся новый ресторан. Или, как настойчиво повторяла его хозяйка, ресторация. Называется «У Раневской».

Что общего между тончайшим, изысканным писателем, безупречным с точки зрения русского литературного языка, и рестораном-ресторацией, который, ко всему, и назван-то не в честь Чехова, а в честь актрисы Фаины Раневской?

Если хорошенько задуматься, как говаривали в одной ветхозаветной телевизионной передаче, то общего не так уж мало.

Начнем с того, что и Антон Павлович, и Фаина Григорьевна родились в одном и тот же захолустном городке Таганроге. Во-вторых, сценическое имя Фанечки Фельдман, так звали актрису в молодости, непосредственно связано с одной из самых известных чеховских пьес — с «Вишневым садом». Фаина Григорьевна очень сожалела, что ей не удалось сыграть роль главной героини — Раневской. Прекрасная характерная актриса в этой пьесе сыграла, но — роль взбалмошной, едва-едва не сумасшедшей англичанки по имени Шарлотта Ивановна. Есть еще и третий момент, но я его отложу на потом.

Расположена ресторация в старинном особняке, памятнике деревянного зодчества, сохранившемся на углу современных улиц Ленина и Дзержинского. Между прочим, не без вмешательства журналистской общественности.

Сейчас эта история, случившаяся 23 с лишним года назад, забылась. Поэтому готов ее напомнить. Шел июнь или самое начало июля 1986 года. Однажды в мой кабинет (я был зав. отделом пропаганды газеты «Тюменская правда») ворвалась корреспондент Наташа Бубнова. У Наташи были две любимых темы — охрана природы и защита памятников. Наташа была вне себя. Она кричала: «Они хотят снести дом!»

Короче, дотошная Наталья, которую упрекали за то, что приносит не всегда проверенные новости, где-то раскопала, что городские власти разрешили Главтюменьнефтегазу снести старинный дом, чтобы на этом месте построить главковский же вычислительный центр.

«Тюменская правда» уже «ходила на город». Так, Виталия Клепиков сумел завалить близкую сердцу какого-то начальника идею построить в горсаду центр отдыха с сауной и тому подобным…

Словом, мы пошли к редактору и получили в очередной раз поддержку. (Напомню, что в те времена редактор главной областной газеты имел обыкновение пересчитывать количество критических публикаций в номере. И то ли удивлялся, то ли восхищался, восклицая: «Шесть (или восемь?) критических материалов!..»)

Возмущение Наташи обрело материальную форму и было распространено по области тиражом в 200 тысяч материалов. Главтюменьнефтегазу пришлось утереться…

Если кто мне не верит, пролистайте где-нибудь в архиве подшивку «Тюменской правды» за тот год. Найдете эту заметку, по-моему, на третьей полосе.

Кстати, хозяйка ресторации, Светлана Волченко, которой я напомнил старую историю, сказала, что попытки убрать памятник, но уже под разными другими предлогами, имели место и в более поздние времена.

Итак, в ресторации «У Раневской» отмечали чеховское 150-летие, звучали старинные романсы под аккомпанемент гитары, на которой играл несравненный Яблоков, и скрипки. А молодая коллега за соседним столиком спросила меня: «Не должно ли нас шокировать такое соседство — Чехов и ресторан?» Я ответил, что меня не шокирует. И рассказал еще один случай из истории русской культуры. Идея создать Московский художественный театр, который так блистательно играл Чехова, и на занавесе которого была изображена чеховская чайка, — эта идея была впервые озвучена за обедом в ресторане «Славянский базар», в Москве на улице Никольской…

Как все связано в этом мире при всем его, заметим, несовершенстве.

***
фото: Какая ресторация без музыки?

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта