X

  • 29 Март
  • 2024 года
  • № 33
  • 5532

Улица Республики, 44. Дом А.С. Колмакова

Этот особняк уже 130 лет украшает собой перекресток нынешних улиц Республики и Первомайской.

Ялуторовские купцы Колмаковы

Около середины XIX века в селе Заводоуковском сыновья богатого сибирского крестьянина Василия Колмакова Антон и Степан создали «Торговый дом «Братья Колмаковы» (позже -«Товарищество»), записавшись в купеческое сословие в уездном Ялуторовске. На реке Ук они построили мельницу и крупорушку. Производили крахмал, варили мыло, делали свечи, пряники, патоку и другие продовольственные товары, имевшие постоянный спрос.

Представительства торгового дома находились в Тобольске, Ирбите, Ишиме, Петропавловске, Омске, а главная контора — в Тюмени, на краю Ярмарочной площади, в собственном доме, построенном в 1876-1880 гг. Это как раз тот дом, который теперь располагается на углу Республики и Первомайской. Антон и Степан Васильевичи были совладельцами здания. Кроме того, у Антона имелся свой деревянный двухэтажный дом на ул. Ильинской (теперь 25-го Октября) — недогоревшие его останки еще держатся на тюменских ветрах, гуляющих над Турой.

Почетный гражданин города, врач-педиатр СИ. Карнацевич писал в своих воспоминаниях, что в самом начале ул. Телеграфной (теперь ул. Красина) в собственном доме жила семья Кириака Степановича Колмакова, его дети Анатолий, Петр и Григорий учились в Александровском реальном училище. Это же учебное заведение окончили их отец и дяди, Ависентий и Василий. Место, где находился дом Кириака Колмакова, давно смыла неуемная Тура.

В двухэтажном кирпичном особняке на краю Ярмарочной площади в начале XX веке жил Ависентий Колмаков (в некоторых источниках его называют Арсентием). Он окончил Александровское реальное училище и вел торговые дела «Товарищества», был записан купцом первой гильдии. По обычаю тех времен купцы должны были на общественных началах участвовать в различных комитетах, благотворительных обществах и пр. Не чурался такой деятельности и Ар-сентий (Ависентий). Он «приложил руку» и к постройке железной дороги Тюмень-Омск: в 1902 г. входил в число уполномоченных от Тюмени, которые подали министру финансов записку о необходимости строительства дороги, а в 1 905-м по этому же делу с другими купцами ездил в Петербург. Один раз был избран в городскую Думу, работал в управе. Имел звание почетного гражданина.

СИ. Карнацевич вспоминал: «Арсентий жил вверху двухэтажного каменного дома на углу улиц Царской и Голицынской, теперь Республики и Первомайской. Он всегда прекрасно одевался, ездил на рысаках, посещал театр… Особенно любили мы приглашать его на наши студенческие вечера, сбор с которых шел для помощи нуждающимся студентам-тюменцам. Он всегда в буфете, где торговали приглашенные нами дамы из тюменского общества, покупал бутылку шампанского за 100 рублей…

Низ каменного дома, где жил Арсентий, сдавался под магазин Колокольниковым. Свой магазин у Колмаковых — бакалейный — был в одноэтажном каменном здании рядом, по ул. Голицынской».

На фотографиях дома Колмаковых начала XX в. надпись «Ко-локольниковъ» занимает всю ширину фасада, обращенного к ул. Голицынской (Первомайской).

Весной 1917 г., когда в Тюмени установилась власть Временного правительства, резко ухудшились условия жизни населения. Быстро и резко вздорожали цены на продукты питания. Солдаты и толпы горожан самочинно, не спрашиваясь, врывались в лавки и дома купцов, искали будто бы припрятанные продукты питания, что находили — уносили с собой. Купцы боялись за имущество и свои жизни.

В такой взбудораженной обстановке в апреле 1917 г. к Николаю Ивановичу Беседных, который возглавлял Временный исполнительный комитет Тюмени, пришел Ависентий Степанович Колмаков с просьбой… арестовать его и отправить в тюрьму. Так он надеялся избежать возможной расправы голодных тюменцев. Конечно, его не посадили. Однако, видимо, чувствовало сердце человека скорую кончину. СИ. Карнацевич записал в своих воспоминаниях: «Он (Колмаков) был найден зарубленным в парадном крыльце на лестнице (со стороны ул. Республики — Царской), а квартира была разграблена».

Произошло это в последнюю темную августовскую ночь 1917 г., когда в Тюмени вроде бы и власть была, но господствовало безвластие. Убийц не нашли…

Все заводоуковские и тюменские Колмаковы были староверами «беспоповщинского» толка. На их заимке в селе Заводоуковском находилась молельная для единоверцев со старинными иконами и священными богослужебными книгами. Все это погибло при национализации купеческого имущества в начале 1920-х годов.

Антон и Степан умерли до революции 1917 г., а судьба сыновей Степана и его внуков неизвестна.

Фамилия Колмаковы довольно распространена в Тюменской области. «Колмаками» в XVII в. называли кочевой народ калмыков, которые двигались из Китая на запад по степям Южной Сибири и Северного Казахстана и осели на жительство в междуречье Дона и Волги. В 2009 г. исполнилось 400 лет вхождения калмыков в состав России.

Судьба дома

Весной 1918 г., когда тюменские большевики укрепили свою власть в городе, они приступили к национализации «буржуазной собственности». Национализировали и жилище покойного Ави-сентия Колмакова. Оно стало «главным домом»: после переноса центра Тобольской губернии в Тюмень здесь располагался губернский исполком совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Возглавлял исполком Николай Михайлович Немцов (1879-1937), в честь которого назван сквер в центре Тюмени. (Лет восемь-десять назад в сквере со стороны ул. Республики стоял пилон с краткими сведениями о Немцове. При установке памятника Б.Е. Щербине пилон убрали).

Бывал в этом доме и заместитель Немцова Г.П. Пермяков, первый губернский военный комиссар, и многие другие товарищи, представлявшие молодую советскую власть в Тюмени.

После 1919 г. тут располагались медицинские учреждения, а в годы Великой Отечественной -госпиталь для раненых бойцов Советской Армии. Но настали дни (разумеется, уже в мирное время), когда в старом здании у перекрестка поселились городская поликлиника N 3 и Дом санитарного просвещения.

В начале 1960-х и я был приписан к этой поликлинике. Запомнился такой эпизод. С какой-то внутренней болячкой попал на прием к молодому врачу, видимо, такому же свежему выпускнику вуза, каким и я был в те годы. Описав словесно свои ощущения и показав по просьбе врача руками, где болит, я увидел, что доктор выдвинул ящик стола и что-то там смотрит, шелестит бумагой. Я привстал и вижу: молоденький врач изучает… анатомический атлас человека! Мне сразу «стало легше», и я как можно скорее покинул этот кабинет…

Но вернемся к нашему повествованию.

В 1970-е «дом А.С. Колмакова» был объявлен памятником архитектуры регионального значения. В книге «Архитектурное наследие Тюменской области» о нем сказано: «Двухэтажный, с подвалом, кирпичный дом репрезентативной эклектической архитектуры — один из лучших в городе» («репрезентативный» — стало быть, «представительный»). «Эклектичный» означает, что здание построено не в каком-то определенном стиле, а в нем соединены разнородные архитектурные элементы. Однако то, что порой несовместимо, удачно совместилось. Жаль, не сохранилось имя архитектора, сумевшего своим оригинальным творением украсить не только перекресток, но и улицу.

К началу XXI в. в здании пришли в дряхлость деревянные межэтажные перекрытия, и нашлись деньги для реконструкции, план которой разработал тюменский архитектор А.И. Клименко. Гас-тарбайтеры вручную, с помощью наждачной бумаги, стерли с кирпича вековой налет грязи, и дом стал как новенький. Кладка сделана на известковом растворе, и белые слои его кружевной сетью покрывают стены.

В ходе реконструкции восстановлена галерея с внутренней (дворовой) стороны дома на литых чугунных столбиках.

Дом А.С. Колмакова — это остаток целой усадьбы, закрытой от посторонних глаз. В нее входили магазин со стороны ул. Голицин-ской, конюшня, навес для транспорта и одноэтажный флигель с подвалом. О нем СИ. Карнацевич писал: «Во дворе… выстроен каменный флигелек — контора, в которой управлял и работал старший бухгалтер Д.А. Пекарский много лет до самой смерти. Затем в этом домике были квартиры редакторов газеты «Тюменская правда» Полупанова, а затем Нежданова, как близко расположенные к редакции, помещавшейся по ул. Первомайской».

Когда редакторы областной газеты переселились в новые благоустроенные квартиры, во флигеле установили рентгеновский аппарат поликлиники…

Новая история

Впрочем, это уже далекое прошлое. Ближайшее будущее этого здания — литературный музей. Пока там идет капитальный ремонт.

В самом доме А.С. Колмакова тоже заканчивается реконструкция. Тюменская государственная медакадемия обустраивает здесь свою стоматологическую поликлинику. По слухам, лечить будут по последнему слову зубоврачебной техники: быстро, без боли и па-циентских слез.

Такова «c’est la vie», как говорят французы: через 130 лет из частного особняка купцов Колмаковых получилась стоматологическая поликлиника.

***
фото: дом А.С. Колмакова

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта