X

  • 18 Апрель
  • 2024 года
  • № 41
  • 5540

Три подхода к энергосбережению

Первое, чему надо было научить людей, сказал Александр Устинов, это отличать кубометр от гигакалории. Второе — выключать свет. И третье — регулировать подачу тепла в школы во время каникул.

Кто такой Александр Устинов и какое отношение он имеет к тюменской программе энергосбережения?

Александр Устинов — заместитель главы городского округа Краснотурьинск в Свердловской области. В составе делегации Среднего Урала он принял участие в проходившей в Тюмени региональной конференции «Современные энерго- и ресурсосберегающие технологии». И его доклад показался мне, пожалуй, одним из самых интересных и практичных.

В маленьком Краснотурьинске, население которого в десять раз меньше Тюмени, энергосбережением занимаются почти 15 лет. С 1996 года здесь внедрено уже несколько программ энергосбережения. Опыт солидный, есть чем поделиться.

Прежде всего, взялись за совершенствование работы тепловых систем города — ТЭЦ, локальных источников, тепловых узлов — оборудовали их системами учета. После устранения квартальных утечек внедрили программу почасового регулирования подачи теплоносителя в жилые дома. Раньше ситуацию каждый час в ручном режиме отслеживал оператор и принимал решение. Затем на смену ему пришла автоматика, которая могла каждые 10 минут, в зависимости от внешних условий, менять температуру подачи воды. Потом в жилых домах установили системы ночного регулирования — энергетики сознательно пошли на временное «расхолаживание» домов, снижая температуру в «сонные» часы. Зачем, действительно, топить «на полную катушку», когда люди спят, а контуры зданий по инерции держат тепло?

Следующий этап — в течение нескольких лет заменили больше половины ламп накаливания в системах наружного освещения на натриевые, сэкономили за год около 200 тысяч киловатт-часов — почти 500 тысяч бюджетных рублей.

Параллельно изучали утечку воды из системы холодного водоснабжения. О том, что «сети текут безбожно», догадывались давно, но истинных масштабов бедствия и не предполагали. Кто-то даже назвал городские сети «миной замедленного действия». Стали разминировать: перво-наперво поменяли запорную арматуру в узловых точках. Именно там большая часть городской воды «уходила в песок». Затем переложили почти четверть теплотрасс и треть водоводов. Эффект? Подпитки на ТЭЦ снизились вдвое -с шести миллионов до 3,5 миллиона тонн в год, и еще оказалось, что городу хватает и семи миллионов кубов питьевой воды в год вместо девяти.

… Докладчика слушали с большим вниманием и даже некоторым… недоумением. Как так? Маленький городок смог осилить такие масштабы преобразований? Стать знаменитым не столько продукцией Богословского алюминиевого комбината, сколько успешной реализацией программы энергоэффективности.

Но, вынужден был признать Александр Устинов, чтобы новое прижилось, чтобы энергосбережение стало нормой жизни, житейской психологией, власти применяли не только пряник, но и кнут. Прививать элементарные навыки экономии пришлось и «силовыми методами». Провели энергоэффективный ликбез для всех работников бюджетных учреждений, от директоров до завхозов, ввели систему поощрений и наказаний, соответственно, за экономию и перерасход энергии. И когда «почва» стала более подготовленной, начали внедрять четвертую по счету программу по энергосбережению.

Иной подход к теме прозвучал в докладе Якова Щелокова, доцента УГТУ-УПИ, автора учебника «Основы энергосбережения». Он предложил посмотреть на энергосбережение как на мировую проблему. Таковой она стала, по его мнению, из-за чрезмерной централизации энергоресурсов. «Особенно опасные формы» этот монополизм приобрел в России. Здесь неустойчивое тарифное регулирование по-прежнему остается основой решения энергетических проблем, в то время как во многих странах действуют ресурсное регулирование. Его суть в том, что во главе угла ставятся не цены на энергоносители, а количество необходимых потребителю энергоуслуг. И человек в этой цепочке — не пассивный потребитель, а активный покупатель.

О роли общественности в осуществлении региональных программ энергосбережения говорил и Александр Бердин, доктор технических наук, проректор ТГНГУ по научной работе. Он доказывал, что каждой территории необходим свой комплексный подход, учитывающий не только технические критерии, но социальные. Ведь интересы тех, кому придется внедрять программы энергоэффективности, «зачастую противоположны». В развитых странах, например, давно стало нормой — доступ общественности к планам развития энергетических компаний.

… Тема глобальная. Но, сделали вывод участники конференции, проекты по энергоэффективности не должны быть типовыми. Каждой территории свой подход — в этом секрет успеха.

А каким он будет в отношении нашего города, мы испытаем на себе.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта