X

  • 19 Апрель
  • 2024 года
  • № 42
  • 5541

Озеро Гоночное

Чтобы победить в этом виде спорта, мало со всей силы давить на газ. Надо быть настоящим мужиком, способным пахать с полной выкладкой, и… бескорыстно влюбленным — в машину, в азарт, в чувство борьбы.

К сожалению, настоящие мужские технические виды спорта постепенно исчезают из нашей жизни. В городе с более чем 600тысячным населением есть только три центра, где мальчишки могут заниматься картингом, радио-, авиа-, автомоделированием… А стадионов, где когда-то проходили такие ристалища, осталось и того меньше.

Технические виды спорта становятся уделом избранных. Говорят, виною тому отсутствие финансирования — слишком дорого стало копаться в железках, гонять по трассам, тратиться на форму и запчасти. Это можно было бы принять за правду, если не знать, что мотоспорт, например, зарождался в Тюмени в 60-х годах, когда ни о какой роскоши говорить не приходилось, а все держалось на умельцах и любителях. О гаревых трассах можно было только мечтать, гоняли просто по пересеченной местности — на Цимлянском озере, в деревне Кулаково, на стадионе «Патриот» по улице Одесской (сейчас он закрыт, его трибуны давно обвалились).

А из всей экипировки, вспоминает Борис Одинцов, один из первых тюменских гонщиков, были только щитки на ногах да строительные каски, у которых для удобства и безопасности обрезали наушники. В общем, условий никаких, а зрителей на соревнованиях — полным полно. Мотоклубов в Тюмени в те времена насчитывалось больше полутора десятков. А звезд сколько! Алик Сонич, Владимир Голубев, Виктор Тищенко… Теперь же весь тюменский мотоспорт держится, в основном, на энтузиастах. Хотя в области и создана Мотоциклетная Федерация, в состав которой входит и комитет мотоциклетного кросса. И финансирование из бюджета есть, но людей мало…

Обо всем этом с горечью вспоминали ветераны, когда смотрели, как 6 марта на льду Алебашевского озера проходили заезды мотогонщиков Тюмени и Кургана. Соревнования проходили в рамках календарного плана департамента по спорту и молодежной политике Тюменской области.

Для всех участников каждый заезд был как марафон. Хотя по длине эту ледовую дистанцию марафонской никак не назовешь. Стандартный круг дорожки должен быть равен 422 метрам. Но за неимением места трассу на Алебашево пришлось сократить.

Правда, от этого тюменский мотошорт-трек не стал проще и легче. Может быть, даже наоборот. Такой спринт требует большей затраты нервов и сил. За полторы минуты гонщики выкладываются так, что пот с них катится градом, а усталость наваливается такая, будто разгрузили вагон с углем. Впрочем, это не удивительно: вес мотоцикла — 115 кг, а развиваемая на виражах скорость превышает 120 км/час. Но в том и суть мотогонок — выкладка по максимуму за минимум времени.

Лед коварен и непредсказуем: может опрокинуть и новичка, и мастера. Почти в каждом втором заезде гонщиков выкидывало с трассы. К счастью, обошлось без серьезных травм. Падение приравнивалось к фальстарту, и заезд «переигрывали», иногда по два-три раза.

Остроту борьбы первым не выдерживал… сам лед. Три заезда, и он покрылся таким количеством выбоин и рытвин от 28-миллиметровых стальных шипов, что трассу приходилось закрывать и запускать на нее… снегоуборочную технику. Сглаживать ледовые повреждения приходилось при помощи ковша бульдозера, а образовавшееся крошево сметать жесткой щеткой.

Борис Одинцов считает: тот, кто хоть раз вышел на ледовый старт, проникся гулом мотоцикла и почувствовал вкус бьющей в лицо скорости — заболел мотогонками на всю жизнь. Он сам не выходит на лед почти сорок лет после полученной в начале 70-х серьезной травмы, но признается: до сих пор «взбрыкивает сердце», когда слышит рев мотоцикла.

Это чувство машины передается детям. Так, у мастера спорта Виктора Утусикова, чьим старанием и усилием во многом до сих пор жив тюменский мотоспорт, в гонках участвуют два сына — Андрей и Алексей, который стал абсолютным победителем этих соревнований, а у курганского тренера Сергея Колтакова — три: Сергей, завоевавший второе место в личном первенстве, Максим и Дмитрий.

Но такой династической подпитки, считают гонщики, конечно, мало. Надо возрождать мотоспорт масштабно. Чтобы последователей было больше, а старты были не единичными, а как когда-то — массовыми.

***
фото: Предстартовая подготовка;Ледовый вираж;Неудачный заезд;Вперед, к победе.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта