X

  • 28 Март
  • 2024 года
  • № 32
  • 5531

Опередить болезнь на полшага

Мы заспорили с коллегами по поводу новшества отечественного здравоохранения — центров здоровья.

Журналистам свойственно сомневаться: нужны ли такие центры? Не очередное ли это выбрасывание бюджетных денег на ветер?

Чтобы составить объективное мнение, решила сама пройти обследование. Не в рамках очередного пресс-тура, организованного облздравом, а частным образом. Один из таких центров находится неподалеку от редакции — в поликлинике № 3.

… Табличка с режимом работы Центра здоровья висит слева от центрального входа. Часы работы: ежедневно.., в субботу.., в воскресенье… Дергаю за ручку — не открывается. Первая мысль: не работает. Но убираться восвояси не хочется. Решила поинтересоваться в регистратуре. Там очередь, и девушка-регистратор мечется между компьютером и стеллажами с карточками. Дождалась, когда она на мгновение отвлеклась от записей, спросила: работает ли центр? Девушка назвала номер кабинета.

Поднимаюсь на второй этаж, нахожу 204-й. Читаю табличку: Центр здоровья, заведующий, кандидат медицинских наук Михаил Симонович Шурин.

Доктор Шурин интересуется, зачем пожаловала. Объясняю, что хочу пройти обследование в Центре здоровья, о которых сейчас так много говорят в прессе.

— Вам нужно в 314-й. — А меня сюда направили… — Кто направил? — Девушка в регистратуре, — понимаю, что звучит глупо, но какой вопрос — такой и ответ. Разве в Центр здоровья кто-то обязательно должен направлять? Разве задуманы они не для того, чтобы человек, заботящийся о своем здоровье, самостоятельно мог прийти на обследование — в целях профилактики? Ведь сами же врачи утверждают, что болезнь легче предупредить, чем лечить…

— У нас запись — на неделю вперед, — предупреждает доктор.

Я не отступаю: — Записывайте! На третьем этаже, в отличие от двух нижних, практически безлюдно. Очереди у 314-го кабинета нет — как поняла позже, не потому, что нет желающих. Просто на работу с каждым пациентом фельдшеру отведен целый час. Этого времени хватает, чтобы не торопясь расспросить пришедшего обо всем, что необходимо для заполнения карты здоровья, измерить на приборах параметры организма.

Мне назначили день приема и время. Попросили не опаздывать и принести с собой медицинский полис, паспорт и свидетельство Пенсионного фонда. Это важный нюанс: обследование оплачивается из средств Фонда обязательного медицинского страхования, так что дополнительных расходов от пациента не требует.

Неделя прошла. Для человека больного и день ожидания может показаться годом, но когда чувствуешь себя нормально, время пролетает не так заметно. Хотя, думаю, если в дальнейшем очередь на обследование будет расти, стоит подумать, как бы не растянуть ее на месяцы. Все-таки желание заняться своим здоровьем возникает не каждый день. Если его сразу отбить, толку от центров здоровья не будет.

Сама идея подобных центров выглядит привлекательно. Чиновники медицины решили, наконец, перейти от призывов о профилактике заболеваний к конкретным действиям — создать условия для этой самой профилактики.

Бытует мнение о наплевательском отношении многих наших сограждан к своему здоровью, о нежелании вести здоровый образ жизни и т. д. При этом все прекрасно понимают, что дело вовсе не в несознательности. Или не только в ней. Просто идти на прием, когда у тебя в данный момент ничего не болит — свинство по отношению к тем, кто часами высиживает в очередях с температурой, кашлем или высоким давлением. Да и врач, не отрывающий головы от заполнения карточек и отчетов, не скажет спасибо за такую «сознательность». У него от пяти до 12 минут на каждого больного — за это платят деньги. За здоровых денег не платят.

Да и потом: пусть даже терапевт тебя выслушает, но чем он может помочь? Даст направления к специалистам, к которым не менее длинные очереди. У самого-то для обследования лишь стетоскоп и шпатель.

Центры здоровья, оснащенные современным диагностическим оборудованием, и должны заполнить этот пробел. Посещать их рекомендуется не реже раза в год.

Первые тринадцать центров здоровья открылись в Тюменской области в декабре. Средства на их оснащение выделены из федерального и регионального бюджетов.

В облздраве говорят, что пока закуплены не все приборы. На данный момент в центрах измеряют только рост, вес, мышечную массу, с помощью компьютеризированного скрининга сердца проводят экспресс-оценку его состояния, а с помощью спирометра — детальную оценку функций дыхательной системы. Прибором размером с ладонь считывают данные для анализа сред внутренних органов (на мониторе ноутбука появляются цифры о процентном соотношении воды, мышечной и жировой ткани). На основании этих данных фельдшер дает рекомендации по диете, режиму питания, двигательной активности.

В планах департамента здравоохранения закупить и другое диагностическое оборудование. Например, для экспресс-анализа уровня холестерина и глюкозы в крови (пока для этого по старинке направляют в процедурный кабинет. Причем сдавать кровь нужно с 8 до 9 часов. Как объяснила фельдшер, чтобы обязательно натощак, да еще… с нечищеными зубами. Это, по ее словам, позволит сделать более точный анализ).

Планируется приобрести и другие приборы с мудреными названиями. Лишними они не будут, ведь когда я рассказала коллегам о пройденном обследовании, меня тут же засыпали вопросами: а щитовидку там проверяют? А гинеколог есть?

Таких специалистов в Центре здоровья нет. Но, если имеющиеся приборы показывают какие-то отклонения, вам дадут рекомендацию, какого врача нужно посетить в ближайшее время. Работа центров здоровья еще до конца не отлажена. К примеру, расписание на входной табличке расходится с тем, что вывешено внутри поликлиники. Там о работе в выходные дни не говорится. Как объяснили в облздраве, потому что штаты центров еще полностью не укомплектованы.

О штатах стоит поговорить отдельно. Именно от людей, которые будут трудиться здесь, зависит, приживутся ли новые центры и оправдают ли израсходованные бюджетные деньги?

***
фото: Варвара Намятова проверяет состояние легких пациентки.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта