X

  • 19 Апрель
  • 2024 года
  • № 42
  • 5541

Светское мероприятие

Политическим событием недели стала инаугурация нового губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Натальи Комаровой. Вполне светское мероприятие.

Пресс-служба губернатора ХМАО так описывает кульминацию этого события: «Наталья Комарова приняла присягу, положив правую руку на празднично оформленное издание Конституции РФ и Устава автономного округа. Она поклялась при осуществлении полномочий соблюдать Конституцию России, федеральные законы, Устав и законы Ханты-Мансийского автономного округа, добросовестно выполнять возложенные на нее обязанности, уважать и защищать интересы населения Югры. Под звуки торжественной музыки «Встречного марша» председатель окружной Думы Василий Сондыков вручил Наталье Комаровой символы власти — должностной знак и жезл губернатора автономного округа».

В общем, набор действий, сопровождающий вступление в должность губернатора, был выполнен. Правда, атрибутика очень уж царская: жезл слишком напоминает скипетр — один из знаков царского достоинства. И благословение на работу в должности губернатора, которое Наталья Комарова получила от архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия в воскресенье.

Только как-то не укладывается все это в формат Конституции РФ, согласно которой государство и церковь раздельны. Статья 4 федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», подтверждает: «деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями». Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» (статья 18 о требованиях к служебному поведению гражданского служащего) требует «соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций».

За комментарием мы обратились к доценту кафедры новой истории и международных отношений ТюмГУ Михаилу Агапову.

— Признавая светский характер российского государства, русская православная церковь видит свое призвание в его «окормлении», т.е. пастырском попечении и духовном наставничестве. При этом церковь стремится к сужению понятия «светское государство». Например, в «Основах социальной концепции РПЦ» утверждается, что принцип светскости «предполагает лишь известное разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга». Превысил ли архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий «компетенцию Церкви», благословив Наталью Комарову на работу в должности губернатора ХМАО, — решать не мне. С точки зрения Конституции его благословение не имеет никакой силы. Для нас как для граждан страны, которыми являются и высшие должностные лица, приоритетом должны быть законы страны, а не общественного объединения, которым, по сути, является православная церковь. Подобные благословения — одно из проявлений клерикализации страны. Тот факт, что государственные служащие предпочитают легитимизировать свои полномочия посредством поддержки церкви, а не широких демократических процедур — я имею в виду всенародные выборы и ответственность перед избирателями — весьма показателен.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта