X

  • 19 Апрель
  • 2024 года
  • № 42
  • 5541

… И скрипка Страдивари

Одно из событий музыкального февраля: в Тюменской филармонии камерный ансамбль «Виртуозы Швейцарии» и его художественный руководитель Пьер Амоял.

Ансамбль уникален во многих смыслах. Играют музыканты без дирижера, но при этом слаженно, удивительно точно. Видимо, лучший дирижер в этом коллективе — чуткое ухо исполнителя. Пьер Амоял солирует на чудесном инструменте работы Антонио Страдивари «Коханьский» (или «Коханьский Страдивариус») 1717 года. Это — одно из самых величайших творений мастера.

Много историй связано с инструментом. Скрипка принадлежала императору Николаю II и была подарена царем Павлу Коханьскому. Этот скрипач-виртуоз прославился тем, что создал особый стиль игры. После революции он покидал на поезде Россию и на границе был остановлен. Коханьскому пришла в голову идея сыграть на скрипке «Интернационал», другие революционные мелодии, это лишь и спасло от расстрела. Спустя годы скрипку приобрел Пьер Амоял, но злоумышленники похитили «Коханьского». Маэстро долго жил без скрипки, мечтая о ее возвращении — и чудесный инструмент был найден. Оттого, наверное, творение Страдивари вдвойне дорого Пьеру.

Дарование Пьера Амояла проявилось ярко уже в юном возрасте. Ему было всего двенадцать лет, когда он закончил Парижскую консерваторию и уехал в Лос-Анджелес учиться у легендарного Яши Хейфеца. Они провели вместе пять событийных лет, кульминацией которых стали концерты камерной музыки и записи с виолончелистом Григорием Пятигорским. По возвращении в Париж Амоял был приглашен Георгом Шолти для исполнения концерта для скрипки с оркестром Берга. В 1985 году состоялся первый сольный концерт в Карнеги холл, получивший восторженные отзывы прессы.

С равным успехом музыкант исполняет произведения композиторов разных эпох — от Баха до современных авторов — А. Берга, А. Шенберга, П. Дютийе.

В команде «виртуозов» — не просто исполнители. Это победители крупнейших международных конкурсов из Японии, Украины, Болгарии, России, Бельгии, Германии, Кореи, Франции и Швейцарии. «Я могу посадить играть рядом двух человек — израильтянина и египтянина, в музыке нет границ, и это здорово!» — отмечает мэтр. Многие из его коллег совсем молоды, полны энергии, темперамента. Весь концерт — на ногах. И заразительно улыбаются зрителям, так, будто говорят: «Мы счастливы, что вам тоже нравится то, чем мы занимаемся».

Оркестр носит название «Камерата Лозанны», но в России больше известен под названием «Виртуозы Швейцарии», вызывая ассоциации с другим талантливым коллективом — «Виртуозами Москвы». В программе вечера прозвучал концерт для скрипки с оркестром Тартини. Затем звучали октет Ф. Мендельсона, «Воспоминание о Флоренции» П.И. Чайковского.

Виртуозы проявили себя во всем великолепии. Закрываю глаза, и кажется, что на сцене огромный оркестр, а не 12 человек. Только человеческие руки и разум способны создать такое исполнение.

Интересного эффекта удалось достичь исполнителям: синхронного звучания, в котором каждый инструмент отчетливо слышен!

В антракте кто-то из зрителей делился своими переживаниями с собеседником: «На душе легко и радостно. Я перенесся своими мыслями, образами в прошлое. Всплыло в памяти многое личное, светлое. Ощущение, что я и здесь, и нет меня. И мне хорошо…»

***
фото: На сцене – музыканты из Швейцарии;Пьер Амоял оо скрипкой Страдивари.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта