X

  • 28 Март
  • 2024 года
  • № 32
  • 5531

Столица снегоходов

Так людно на Воронинских горках бывает редко. В любой другой день здесь может быть тихо и спокойно, но не в последний календарный день зимы-2010!

Сегодня рев моторов оглушает, нескончаемая цепочка гонщиков в разноцветных костюмах дезориентирует, а их прыжки на снегоходах заставляют замирать сердце. За яркими эмоциями наступающей весны и суперфинала чемпионата России по кроссу на снегоходах сюда пришли более пяти тысяч болельщиков, они стали свидетелями триумфа тюменских сноурайдеров.

На двухкилометровой трассе было все — крутые виражи, прямые скоростные участки, трамплины, где мощные машины взмывали в воздух и приземлялись по изящной дуге. Накал страстей, борьба «корпус-в-корпус» и стремительные обгоны — соревнования столь высокого уровня ошибок не прощают.

Но вот последний в классе юниоров пересекает финишную черту, объявляют технический перерыв, и на арене появляется группа поддержки — девушки и ребята в одинаковых белых майках с клетчатыми платками в руках. Со стороны больше всего они похожи на… пингвинов, которых зачем-то загнали на площадку и заставили плясать. И они танцуют, чтобы согреться, нежели от радости или из-за обременительной обязанности.

ПАДЕНИЯ И ВЗЛЕТЫ

С погодой болельщикам и участникам повезло — температура «за бортом» снегохода вполне щадящая, пронизывающего ветра нет, поэтому первым ничто не мешает наслаждаться зрелищем, а вторым — сконцентрироваться на траектории движения.

И даже абсолютное внимание помогает не всегда: многоопытный Евгений Мартюченко из Тюмени в самом начале третьего финального заезда оказался, вытолкнут с трассы и перевернулся. Стадион ахает — сноурайдер считается фаворитом, а такая ошибка на старте может стоить места на пьедестале. Но Евгений тут, же возвращается на дистанцию и за четыре круга делает невозможное: обгоняет, обгоняет, обгоняет и приходит к финишу вторым!

После этого драматичного заезда я позволил себе отвлечь серебряного призера прошлогоднего чемпионата и задал ему несколько вопросов. Взмокший гонщик сидел в машине без футболки и отдыхал перед последним стартом.

— Евгений, многим интересно, каково это — взлетать над снежной колеей в седле мощной машины?

— Это непередаваемые ощущения. Как можно рассказать о том, как снегоход ведет себя на трассе?

— У вас же есть какие-то секреты, чтобы обойти соперников?

— Секретов нет, трасса каждый круг меняется, надо много думать, работать головой.

— А от везения что-то зависит?

— От удачи почти ничего не зависит. Здесь все — работа снегохода и самого себя. То, что не дает снегоход, придется доделывать самому.

Кстати, Мартюченко тренируется у своего отца, который с 1970-го года занимался мотокроссом и закончил выступления гонщиком с 15-летним стажем. Сейчас Сергей Мартюченко — тренер центра отдыха «Воронинские горки» по мото- и снегоходному спорту.

Обращаюсь к нему:

— Сергей Михайлович, мотокросс и сноукросс сильно отличаются?

— Эти два вида спорта очень похожи. Просто снегоход тяжелее, соответственно, есть некоторые нюансы управления. А в принципе, наши спортсмены зимой катаются на снегоходах, а летом пересаживаются на мотоциклы. Многие гонщики, которые начинают заниматься именно мотокроссом, потом уверенно чувствуют себя на снегоходах и становятся лидерами. У нас очень сильная школа и желание побеждать — вот две составляющие успеха тюменских райдеров на соревнованиях самого высокого уровня.

ОТКРЫТЫЙ ФИНАЛ

В желтой надувной палатке по поводу успеха тюменского гонщика царит радостное оживление организаторов. Гости соревнований и пресса греются глинтвейном, обсуждая поразительный спурт 22-летнего Мартюченко-младшего.

Один из организаторов — Руслан Фатхулин, не боится делать смелые прогнозы и попутно рассказывает о нюансах тюнинга:

— Чтобы на снегоходе выступать на соревнованиях, он должен быть дополнительно модернизирован — подвеска, ходовая часть, замена гусениц, амортизаторов. Полностью переделывается мотор. Если по стандарту мотор делается под 95-й бензин, то спортсмены заливают 102-й, 115-й. Это профессиональные моторы специально для гонок. Обычный автомобиль таким бензином не заправишь, там сразу сгорят поршни.

— Руслан Забиржанович, а у наших спортсменов есть возможность выступить на чемпионате мира в Норвегии?

— На мировых чемпионатах выступают гонщики на снегоходах ценой в полмиллиона, и примерно столько же тратится на тюнинг. Там очень высокий класс, влияет даже давление воздуха — настройка моторов по-другому работает. Наши спортсмены имеют шанс поехать в Норвегию, это вопрос исключительно финансирования.

Когда я вышел из палатки, погода сильно изменилась. Светившее с переменным успехом солнце окончательно скрылось за тучами, крупными хлопьями пошел снег. Видимость заметно ухудшилась. Но вечная формула гласит: «Матч состоится при любой погоде», поэтому рев моторов еще долго не смолкал над Воронинскими горками.

Завершились соревнования уже на закате, и терпение самых верных болельщиков было вознаграждено: две первые строчки в итоговом протоколе самого престижного класса «взрослые 2Т Свободный» заняли тюменцы. Домашняя трасса для «летающего гонщика» Евгения Мартюченко, несмотря на падение, стала золотой. До второго места «докатился» Николай Грачев. Но даже их участие в мартовском чемпионате — под большим вопросом. Впрочем, будем надеяться на лучшее.

***
фото: Чемпион России Евгений Мартюченко;Момент приземления;Болельщики;Евгений Смолин, выступавший в классе «юноши», приехал из Нового Уренгоя, в число призеров не попал, но получил полезный новый опыт;Детям тоже очень нравятся снегоходы.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта