X

  • 19 Апрель
  • 2024 года
  • № 42
  • 5541

И только фото на стене

Первое, что видишь, когда входишь в уютный дом Николая Васильевича и Людмилы Павловны Мельничук в селе Ощепково, — фотографии на стене.

Совершенно неожиданно мы обнаружили, что папка публикацией по проекту «Охота за тенью» составляет приличную стопку. Пересчитали — ровно 25 выпусков. А поскольку в нашем общем портфеле кое-что имеется, поскольку поиск «запрещенных солдат» и их родственников продолжается, отчего бы не присваивать каждому выпуску номер. Сейчас вы держите в руках уже 26-й выпуск «Охоты за тенью», которую журналисты тюменских городских и районных газет начали 19 мая 2009 года…

На одной — Василий Ильич Мельничук, отец хозяина дома. Он ушел на войну и не вернулся. Сын не знает его судьбы. На другой — Павел Антонович Бондарук, отец Людмилы Павловны.

Из рассказов мамы Людмила Павловна знает, что свадьбу ее родители справили в 1935 году — по-деревенски, с размахом. А вскоре Павла призвали на действительную военную службу, которую он проходил в артиллерийской части в городе Ишиме. Анна поселилась на квартире рядом с частью, работала продавцом. После окончания срочной службы остался Павел на сверхсрочную. В 1937 году в семье появился сын Феноген. Отец очень любил его. В свободное время часами играл с первенцем.

Неожиданно группу сержантов направляют в приграничный литовский город Таврог. Павел Антонович с женой и сыном заехали к ее родителям проститься перед дальней дорогой. Уговаривали Софья Степановна и Данил Михайлович не брать мальца с собой. Павел решил по-своему. Но только отъехали от дома, Феноген спрыгнул с подводы, заявил: «Останусь с дедушкой и бабушкой».

На десятый день чета Бондаруков добралась до воинской части. Комендант был готов к расквартировке прибывших. В отведенной им комнате Павел и Анна решили было отдохнуть от дальней дороги, а тут — посыльный из штаба с запиской. Всю ночь Анна с соседкой Верой, у которой тоже муж служил в части, прождали своих мужей.

Только стал надвигаться с востока рассвет, как над городом нависла армада немецких бомбардировщиков, которые буквально засыпали землю бомбами. От взрывов рушились строения, начались пожары. Люди в страхе жались к домам и гибли под их руинами. Сплошная пелена едкого дыма накрыла плац военного городка, там дымились воронки, стонали раненые. Казалось, погибшим нет счета.

Бондарук Павел Антонович. 1915г., д. Верх-Спириха Абатского района. Рядовой-артиллерист. Попал в плен 5 июля 1941г. в Литве

(Из немецкой карточки военнопленного).

И вдруг из громкоговорителя служащие части услышали уверенный голос командира, который сообщил о вероломном нападении Германии. Он четко определил задачи каждому подразделению, дал приказ о незамедлительной эвакуации жен, детей военнослужащих, обеспечив их продуктами питания.

Погрузка в вагоны прошла быстро, вот только не выпускали из города поезд с его пассажирами дежурные пары фашистских истребителей. Меняясь, они кружили над перроном, расстреливая из пулеметов мирное население. Наконец, состав с беженцами вырвался из полыхающего города. На окраине города возле опушки леса его опять догнали самолеты. Люди попытались спрятаться в лесу. Анна, прижавшись к земле, взяв в левую руку нагрудный крест, в который раз просила бога сохранить жизнь ей и ребенку — он уже давал о себе знать. Анна была на шестом месяце беременности. Словно услышав эти слова, судьба подарила ей последнюю встречу с Павлом. Кругом слышались разрывы, они лежали рядом на земле, крепко сцепив руки, вроде и не прощались. Просто хотели навсегда запомнить этот миг. Когда прозвучала команда « по вагонам», Павел встал и снял каску. Надев ее на голову жены, провел шершавой ладонью по щеке, прижал к груди, тихо проговорил: «Анюта, сохрани детей. Младшенькую Люсей назови».

Тот прощальный миг Анна Даниловна помнила всю жизнь. Нелегкая ей досталась доля — воспитывать одной двоих детей. Родители помогали, как могли. Несмотря на трудные годы, непосильную работу, сдержала свое слово перед мужем Анна Даниловна. Детей воспитала добрыми, честными, трудолюбивыми. В 2006 году ее не стало.

— Удивляюсь мужеству мамы, — говорит Людмила Павловна.

***
фото: Василий Ильич и Людмила Павловна с дорогими их сердцу портретами.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта