X

  • 23 Апрель
  • 2024 года
  • № 43
  • 5542

Древний страж города

Пристанционная водонапорная башня на улице Привокзальной. Дата постройки -1885 год.

Такая башня — словно визитная карточка любой станции. То, что замечает пассажир из окна приближающегося состава.

Наша башня появилась в городе одновременно с прокладкой железнодорожной ветки Eкатеринбург — Тюмень, когда строили и вокзал, и паровозное депо, и ремонтные мастерские, и башню.

Она красива. Вряд ли сегодняшние проектировщики стали бы столько времени и сил тратить на тщательную укладку каменных ярусов и простенков, на украшение, в общем-то, простого сооружения для заправки паровозов. Нынешние промышленные архитекторы сделали бы ставку на функциональность и прочность.

Но тогда, почти 125 лет назад, когда прокладывалась Транссибирская магистраль, чтобы связать разбросанные на огромном пространстве города, вокзальная водонапорная башня должна была быть не просто красивой, но даже величественной. Наверняка и люди, строившие тюменский железнодорожный комплекс, понимали, что каждый пункт этого Великого сибирского пути (это историческое название магистрали), самого длинного в мире, заслуживает того, чтобы через много лет стать памятником архитектуры.

… Внушительный амбарный замок висит на деревянной двери башни. Само строение уходит в небо пятью каменными ярусами и восемью гранями. Нижний расширенный ярус облицован благородным серым гранитом. А кромка верхнего украшена «зубчиками» в духе оборонного зодчества. Они придают нашей башне сходство со средневековыми цитаделями.

Кружа в воздухе, медленно ложатся на выступы из потемневшего от времени камня снежинки. И хотя нигде не видно таблички, оповещающей о том, что перед нами — объект культурного наследия, образец промышленной архитектуры, это понимаешь сразу.

Вода подавалась в башню из Туры при помощи водовода. Использовали ее исключительно в технологических целях — для паровозов, и никогда не кипятили для чая.

А с тех пор, как на смену паровозам пришли тепловозы и электровозы, надобность в колоссальном количестве воды отпала. Но водонапорная башня продолжала работать. Потом ее закрыли.

— По назначению башня не используется лет десять, с тех пор, как железнодорожное хозяйство подключили к городскому водопроводу, — говорит Нелли Пекшева, пресс-секретарь Тюменского отделения Свердловской железной дороги. — Она закрыта, но по-прежнему готова работать, все оборудование в порядке.

… Eсли сесть в поезд и отправиться в путешествие, увидишь много водонапорных башен. Они преданно сторожат железнодорожный въезд в каждый город. Eсть такие же монументальные, как наша, другие — пониже и выкрашены в нежные цвета — голубой, зеленый, розовый. Эти «привратные башни» были свидетелями многому: уходящим на войну эшелонам, зеленым санитарным поездам, встречам солдат-победителей… Они видели студенческие отряды и едва ли не каждого из нас, то уезжающих, то возвращающихся в Тюмень.

Eсли бы камень мог говорить, то нашу башню можно было бы спросить о том, какими были мы — тюменцы — в далеком 1885-м и какими стали теперь?

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта