Скрипка сама не играет
— Может быть, зрители пришли в филармонию, чтобы увидеть знаменитую скрипку «Рекамье»? — вопрос девушки с микрофоном привел меня в смятение.
Тем более, что уже прозвенел третий звонок, и двери в большой зал, где вот-вот начнет выступать знаменитый японский дуэт Саяко Шоджи (скрипка) и Ю Косуге (фортепиано), уже закрывались.
Но разве разглядишь даже с первого ряда отличия знаменитой Страдивари, созданной в 1727 году, от ее же чешской копии? И с чего бы, уже «наглядевшись на инструмент», зрители на втором номере концерта устроили дуэту продолжительную овацию?
Впрочем, все это пустяки. Дуэт двух знаменитых японских солисток привел зал в восхищение, а в конце концерта поставил всю тысячу человек на ноги: Моцарт, Григ, Брамс, Шуман…
На пресс-конференции Саяко сказала, что «предпочитает романтическую музыку». Это была романтика неистового Грига (соната до минор) в неистовом же исполнении (мне все время чудились сравнения не то с викингом, покоряющим океан (это от Грига), не то с неукротимым в бою самураем (это от самих музыкантов). Фотоаппарат не успевал зафиксировать положение смычка в руках скрипачки и стремительный полет пальцев пианистки над клавиатурой…
… А потом зал рассыпался аплодисментами — на суровых лицах то ли викингов, то ли самураев расцветали улыбки. Последнюю фразу для этой заметки я услышал уже на улице: «Да, такая скрипка сама не играет!»
Курьер
***
фото: Саяко Шоджи.