X

  • 23 Апрель
  • 2024 года
  • № 43
  • 5542

И тогда маму заменила… бабушка

Несколько лет назад эта семья была похожа на все вполне благополучные: мама, папа, сын, дочь-отличница. Но жизнь приготовила им суровые испытания…

До 9-го класса Алену считали в школе одной из лучших учениц. Все и всегда у нее было сделано хорошо и вовремя, никаких опозданий, никаких прогулов. Такие ученицы, как правило, ходят в любимчиках у учителей. С ними не бывает проблем, они послушны и предсказуемы. Никто и не ожидал, что этот правильный ребенок вдруг станет неуправляемым, агрессивным, изменится до неузнаваемости.

Виной всему… первая любовь. Точнее, объект этой любви -19-летний парень с соседней улицы, из неблагополучной семьи. Его дом был полной противоположностью тому, что всегда видела и слышала Алена. Ей часто говорили: «Надо. Нельзя. Не смей», а ему: «Делай, как знаешь. Иди, куда хочешь». И эта его самостоятельность и независимость стали открытием нового мира для девочки-подростка. Мира, где нет таких тесных границ, где человеку все позволено.

Все ее детство прошло на окраине города, в крохотной малосемейке старого пансионата. В двух комнатушках, каждая из которых едва ли больше шести «квадратов» ютилась семья из четырех человек. Жили, правда, дружно и спокойно, в отличие от многих соседей, где пьянки, гулянки и драки были обычным явлением. И поэтому держались немного обособленно. Жили по своим, строгим правилам. Именно эта чрезмерная строгость, ежовые рукавицы, по мнению психологов областного центра «Семья», и могли стать тем пусковым механизмом, который «выстрелил» не в ту сторону. Пружина, которую долго сжимали, не выдержав, лопнула.

Вначале Алена стала хуже учиться, к отличным отметкам больше не стремилась, на уроки ходила не всегда. Зато все чаще пропадала на улице, в компаниях со своим старшим другом. И однажды сказала матери, что уходит из дома. Навсегда. Будет жить со своим любимым. А вскоре стало известно, что она ждет ребенка.

Ни просьбами, ни угрозами, ни объяснениями вырвать подростка из этой среды не получалось. Родители пытались пойти на крайние меры — подали заявление в прокуратуру, чтобы привлечь молодого человека к ответственности «за совращение несовершеннолетней». Его задержали. Но Алена категорично заявила: «Если его не освободят, я сделаю с собой что-нибудь». И родители сдались.

Психологи, потом, постфактум, пытались объяснить матери, что зря она поддалась на этот бесхитростный шантаж дочери. Мол, обычно в таких случаях от угрозы до действия — расстояние огромного размера, и ничего страшного, как правило, не происходит. Хотя и стопроцентно гарантировать благополучный исход никто не сможет. Подростки порой непредсказуемы.

Права ли была мать, которая, испугавшись за жизнь дочери, отпустила ее в свободное взрослое плавание? До сих пор однозначного ответа на этот вопрос нет. А может, и никогда не будет. Но, так или иначе, дочь ушла жить отдельно. Вскоре родила первого ребенка, а еще через полтора года — второго.

Казалось бы, надо одуматься, остепениться, по-другому посмотреть на жизнь, услышать слова своей матери, но. сорванная «пружина» продолжала разрушать все на своем пути.

К этому времени юношеская любовь перестала быть любовью, отношения изменились, и гражданский муж стал отказываться от второго ребенка: «Он — не мой. Выбирай — или я, или он». Так над двухлетней Дашей нависла угроза стать детдомовским ребенком при живых родителях.

Ее спасла родная бабушка -Ирина Николаевна. Фактически она стала мамой для дочки своей дочки, и через год оформила опекунство над девочкой. Так обычная семья стала семьей замещающей.

Алена, которой сейчас 22 года, из Тюмени уехала. Уже года два как она мотается где-то по белу свету в поисках нового счастья. Судьбой младшей дочки не интересуется, а старшую везде возит с собой.

Решение оформить опекунство над внучкой далось нелегко. Не каждая бабушка сможет решиться на этот шаг, и, когда собственные дети выросли, — начать все с начала.

Ирина Николаевна считает, что без помощи специалистов областного центра «Семья», без занятий и тренингов, которые проходят в «Школе замещающих родителей» (открытой в рамках грантового финансирования Фонда поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях), ей бы с маленьким ребенком не сладить. Для начала надо было попытаться понять, почему же все так случилось в ее жизни, где была ошибка, в чем вина, как с этим жить? К тому же любовь к внукам совсем другая — она более субъективная, всепрощающая, не от разума, а от сердца.

А на сердце по-прежнему такая боль. Маленький ребенок не должен о ней знать, но и потакать ему во всем нельзя. Гиперопека во всех ее видах — и чрезмерно жестких, и чрезмерно сладких — опасна. И психологи центра учили Ирину Николаевну по-новому взглянуть на себя, на ситуацию, чтобы не повторить той же ошибки, только в другом слишком жалостливом варианте.

Морально поддерживали ее и те, кто учился рядом в «Школе замещающих родителей». Здесь у каждого — своя история. У кого-то она только начинается: после множества жизненных перипетий и безрезультатной борьбы за то, чтобы родить своего ребенка, они пришли к решению усыновить чужого. У других — свои дети выросли, и замещающая семья становится продолжением собственной. У третьих — быть опекуном вынуждают обстоятельства. Четвертые неожиданно для себя душой прикипели к детдомовскому ребенку…

«Это колоссальный опыт, и колоссальная жизненная школа. Все познается в сравнении», — говорит об этих занятиях Ирина Николаевна. После пройденного курса она стала чувствовать себя увереннее и спокойнее, поняла, что в каждой жизненной ситуации есть не один и даже не два, а множество выходов. Надо только их увидеть и правильно ими воспользоваться.

По-другому она стала относиться и к когда-то так четко соблюдаемым ей рамкам. Она научилась оставлять для себя и для окружающих пространство для жизни, воздух, позволять другому быть другим, отличным от тебя. Ведь мир, который она так долго и тщательно выстраивала для дочери, оказался для нее клеткой, из которой девочка вырвалась на свободу, но, к сожалению, этой свободой разумно распорядиться не смогла. И маленькая Даша оказалась заложницей маминого «безумия». Хорошо, что рядом оказалась бабушка, которую малышка, еще не зная всех тонкостей семейной истории, пока называет мамой. «Пусть она вырастет, потом мы все ей объясним», — говорят Бербенцовы. И в этом они правы. На этот раз они решили не возводить стены. И главным правилом сделать правила любви.

***
фото: семья Бербенцовых — Владимир, Ирина, Даша и Валерий

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта