X

  • 25 Апрель
  • 2024 года
  • № 44
  • 5543

Тайны улицы Ленина

Начало в № 204

Училище энское, училище тюменское…

Двумя годами раньше, в августе 1939-го, 65-ю стрелковую дивизию, ослабленную необоснованными репрессиями (расстреляли командира дивизии комбрига Григория Гаврюшенко, его заместителя полковника Леонида Белозерова-Гладышева, начальника политотдела батальонного комиссара Александра Миловидова…), отправили в Забайкалье.

Занимаемое подразделениями этой дивизии (кроме Тюмени оно размещалось в Камышлове, Ялуторовске и Ишиме), здание построенного в 30-40-е годы XIX века Гостиного двора пустовало недолго.

По приказу наркома обороны Ворошилова от 14 ноября 1939 года здесь на базе прибывшей в Тюмень с Дальнего Востока после войны с японцами на Халхин-Голе 5-й стрелково-пулеметной бригады было развернуто Тюменское военно-пехотное училище. Среди первых курсантов — 600 участников боестолкновений на дальневосточных границах, из них свыше 300 награждены орденами и медалями.

Первый выпуск молодых лейтенантов состоялся 15 июня 1941-го — не все успели добраться до своих частей. Второй выпуск 30 июля ушел под Киев и Вязьму, а третий, 17 ноября, — под Москву.

20 августа 1941 года Тюмень приняла еще одно военно-пехотное училище, сформированное в сентябре-декабре 1940-го в Таллинне. По пути в Сибирь оно недолго задержалось в Славгороде Алтайского края, и даже называлось Славгородским, а по прибытии в наш город стало 2-м Тюменским…

Когда в Тюмени 17 марта 1942 года открыли еще одно — третье по счету военно-пехотное училище, то им установили такие наименования: 1-е Тюменское (расформировано в мае 1946-го), 2-е Тюменское (прекратило свое существование 24 октября 1945-го) и Таллиннское, переименованное 14 декабря 1945-го в Западно-Сибирское военно-пехотное училище (сейчас это Тюменское высшее военно-инженерное командное училище).

За всю войну, кроме обязательных офицерских выпусков (около 12 тысяч командиров стрелковых взводов и пулеметных рот), тюменские училища трижды отправили на передовую недоучившихся и не получивших званий курсантов (более 20 тысяч человек). На самые гибельные участки фронта: зимой 1941-го — под Москву, летом 1942-го — под Ржев, весной 1943-го — под Харьков. Вечная им память!

Курсант Петр Дорогой вспоминал: «… В ту зиму 43-го года морозы стояли за 40 градусов. Трудновато было. Обмундирование — шинель тонкого английского сукна, пара белья и портянок, сапоги и хлопчатобумажные гимнастерки с брюками. Казармы в огромном доме на улице Ленина отапливались раз в сутки дровами, которые мы выдалбливали изо льда на реке Тура. В конце февраля пришел приказ Сталина — училища расформировать, а курсантов отправить для пополнения гвардейских частей Воронежского фронта. Выдали нам сухой паек. И шагом марш — в эшелоны. Проехали Москву, и здесь нас, курсантов тюменских и уральских военных училищ, рассортировали: кого — в батальоны противотанковых ружей и на танкоопасные направления под Харьков, а кого — в 20-ю гвардейскую армию Юго-Западного фронта».

Их легко отличали от других павших бойцов по серым нелепым английским шинелям и сибирским валенкам, пропитанным мартовской гололедной водой. Но эти мальчики остановили танки СС. 18 марта 1943 года очередное гитлеровское наступление уткнулось в оборону на Северном Донце. Разбитые танки противника, как вехи, обозначили новую линию фронта.

Секретный Ленин

Сейчас известно, что 10 июля 1941 года в Тюмень под большим секретом доставили забальзамированную мумию вождя мирового пролетариата. Главную партийно-государственную святыню спрятали в здании сельхозтехникума на улице Республики, залегендировав его под названием «военно-медицинская лаборатория». Так «всегда живой» Ленин оказался недалеко от улицы, названной его именем.

Спустя месяц после этого не замеченного тюменцами события несколько грузовиков подъехало ночью к бывшему Спасскому собору, в котором перед войной разместился местный архив. Молчаливые бойцы в форме войск НКВД быстро перенесли в подвальное помещение храма 96 опечатанных ящиков.

Секретный груз сопровождал 23-летний Константин Иосифович Дубинин. Явившись утром на работу к тюменским архивариусам, он представился «директором архива Октябрьской революции из Крымской АССР» и заявил, что будет выполнять в сибирском городе «особое задание партии и правительства». Его зачислили в местный архив старшим научным сотрудником (в 1939 году он закончил Московский историко-архивный институт) и никаких вопросов не задали. Все архивы до 1954 года входили в структуру НКВД — МГБ — МВД, а их основной задачей было выявление по дореволюционным регистрационным документам и старым газетам социального происхождения и имущественного положения подозрительных или политически неблагонадежных граждан.

В охраняемых Дубининым секретных ящиках НКВД находились эвакуированное из Симферополя в Тюмень по железной дороге крымское золото и античные музейные ценности. Вторую часть сокровищ Крыма погрузили в ящиках в ноябре 1941-го в Балаклаве на теплоход «Армения».

Этот двухтрубный красавец — один из шести первоклассных пассажирских лайнеров, что ходили в 30-е годы между портами Крыма и Кавказа. Два первых корабля для Черного моря строили на германских верфях, остальные — по типовому проекту — на Балтийском заводе Ленинграда. Уже к августу 1941-го все шесть теплоходов-«крымчаков» стали военным транспортом. Из «Армении» сделали плавучий госпиталь. На бортах и палубах намалевали большие красные кресты — в самом начале войны еще были какие-то иллюзии насчет гуманизма «сознательного германского пролетариата».

7 ноября 1941 года немецкая авиация атаковала «Армению» в районе Гурзуфа прямо напротив Медведь-горы. Экипаж торпедоносца «Хенкель-111», наверняка, видел эмблему Красного Креста на борту советского теплохода. Видел перебинтованных раненых и женщин с детьми, что метались по горящей палубе. Опытные пилоты «Хенкеля» вогнали торпеду прямо в носовую часть корабля. Он так и ушел под воду — разорванным форштевнем вперед. Кормовые винты еще четыре минуты молотили воздух. Из семи тысяч находившихся на санитарном транспорте человек спаслись только семеро. Их подобрал сторожевой катер. На 300-метровой глубине оказались и секретные сундуки с сокровищами (не найдены до настоящего времени), и сопровождавший их отряд НКВД.

Все кончилось в 11 часов утра. Крымчане, наблюдавшие трагедию, запомнили точное время. За полторы тысячи километров отсюда, на Красной площади, мимо мавзолея, из которого вывезли в Тюмень саркофаг с телом Ленина, уже прошел исторический парад. Сталин сказал свою речь. Войска ушли, чтобы спасти Москву. Сообщать стране о крупнейшей военной потере на Черном море в такой день было немыслимо (в последующие годы тему «Армении» засекретили).

Окончание следует.

***
фото: Здание сельхозакадемии на ул. Республики, где в годы войны прятали тело Ленина;Маленький памятник расстрелянным на заднем дворе Спасской церкви;У перекрестка улиц Ленина и Перекопской.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта