X

  • 25 Апрель
  • 2024 года
  • № 44
  • 5543

Выбираю знания, потому что хочу

В сентябре очередной сезон начнет тюменский областной студенческий интеллектуальный клуб.

Несколько лет назад студенческим он был лишь по названию: новые молодые команды почти не приходили, школьных не было вовсе. Взрослые игроки варились в собственном соку. В последние годы работа со студентами и школьниками стала системной. Мы говорили с руководителем клуба Дмитрием Цинкевичем о том, как заинтересовать молодых людей интеллектуальными играми, о концепции управления клубом и о пользе для личности «Что? Где? Когда?», брейн-ринга и других игр.

Клуб существует уже 15 лет, вы руководите им с 2012 года. Что такого запланировали в нынешнем сезоне, чего не было раньше?

— Будем привлекать к играм как можно больше школьников — это станет главным направлением. В течение сезона в несколько этапов пройдет чемпионат области. Турниры состоятся в десяти школах Тюмени (в каждой соберутся команды из соседних учебных заведений), а также в Тобольске, Ишиме, Заводоуковске, Ялуторовске плюс ближайшие районы -охватим весь юг области. Нацеливаемся на 25 турниров с 16 по 30 сентября. На этой неделе утверждаем положение с областным департаментом образования и науки — учредителем проекта. Если на каждой площадке сыграют по 20 команд, как мы рассчитываем, общее число участников сентябрьского этапа достигнет трех тысяч человек.

А что потом? Продолжение последует?

— Сентябрь — лишь начало. В чемпионате шесть этапов, а в марте состоится очный финал. Если будут помещение и средства, проведем два финала для 40 команд в каждом возрасте — с седьмого по девятый и с десятого по одиннадцатый классы, если нет — общий финал на 40 команд.

Думаете, школьники из области смогут приехать в Тюмень?

— Большая часть команд, очевидно, будут местными. Но школьников из области же возят, например, на олимпиады, так что в принципе их приезд возможен.

Со школьниками в Тюмени ведь работали и раньше, это направление развивается не первый год.

— Так, как сейчас, еще не работали — с таким размахом, с такой информационной поддержкой, которую окажет департамент образования. Пока, правда, трудно с финансами… Дело в том, что для школьников игры должны быть бесплатными. Но за вопросы, скажем, платить все равно придется. Есть и другие расходы.

Я знаю, что вы планировали привлечь спонсоров к организации школьных турниров. Какова сейчас ситуация?

— Тяжело, очень тяжело. Слава богу, появились хоть какие-то ответы, пусть отказы. Есть еще структуры, на которые я очень надеюсь.

Продолжится ли работа с департаментом по спорту и молодежной политике?

— Все, что в предыдущие годы проводилось по линии этого департамента, остается. Точно так же мы будем каждое воскресенье взрослыми и студентами играть в Доме природы, техники и спорта, проводить осенний и весенний очные чемпионаты области, межрегиональный фестиваль «Покорение Сибири». Помимо прочего, я готовлю сводный проект для обоих департаментов. Сегодня 11-классник играет в школьных турнирах, а завтра он станет студентом. Надо, чтобы ему было куда пойти. Думаю, у нас получится неплохая пирамида: школьники -студенты — взрослые.

А что в грядущем сезоне ждет студентов?

— Надо развивать то, что уже есть: студенческую лигу области, направление «Интеллект» на студ-весне. Студвесна — главный турнир года для студенческих команд. В прошлые годы было 30 команд -мы готовы пускать 40. И если раньше просто не было столько людей, сейчас команды есть. Что касается студенческой лиги области, в этом сезоне сильнейшие команды из группы А не будут играть в зачет. Пожалуй, мы искусственно обострим конкуренцию, но это необходимо сделать. Борьба за призы обещает стать гораздо плотнее. Думаю, будет интересно.

В Тюмени институт тренеров по интеллектуальным играм пока в зачатке. Есть ли у вас планы по организации централизованного тренерства?

— Верно, сейчас тренеры действуют по личной инициативе -потому что у них есть желание, время, силы. В идеале, конечно, хочется найти тренеров для множества команд, но эту работу надо оплачивать. На одном энтузиазме далеко не уедешь. Со школьниками чуть проще — родители хотят, чтобы их дети становились лучше. Надо встречаться с родительскими комитетами, приходить и рассказывать, что мы можем предложить им дополнительные платные занятия — как сейчас существуют уроки игры на гитаре, танцы, английский.

А для студенческих команд группы Б сделаем еще одну интересную вещь — общие тренировки с участием взрослых, которые подсаживаются к командам. Игра идет не на результат — опытный игрок помогает ребятам лучше разбираться в вопросах, подсказывает, как надо играть в той или иной ситуации. В мае мы провели пробную тренировку. На сезон уже нашли нескольких взрослых, которые согласны заниматься этим регулярно, примерно раз в месяц -может быть, по принципу «вертушки», когда опытные игроки будут перемещаться между командами. Чтобы общения было больше.

Интеллектуальные игры — это ведь еще и соревнования, в том числе всероссийского уровня. Будет ли в предстоящей работе сделан акцент на спортивных успехах школьников и студентов, на их участии в чемпионатах страны?

— Конечно, можно выходить на более высокий уровень результатов. Но хочу сказать, что в Перми и Челябинске безоглядное стремление к высоким местам ничем хорошим не кончилось. Сейчас в этих городах по одной взрослой команде и по одному энтузиасту-тренеру для школьников и студентов. Они хотели высоких результатов, объединялись в суперсборные, теряя для движения множество людей. Это хороший путь для достижения разового результата. Мне он не нравится абсолютно. Я никогда не поставлю задачу занять какое-то там место на школьном или студенческом чемпионате России. Если у команды есть желание играть — это хорошо. Если таких команд много — это уже конкуренция, а она ведет к прогрессу. Результаты придут сами.

Работа с молодежью предстоит большая. Получится заинтересовать столько новичков интеллектуальными играми?

— Есть варианты с добавлением некоторых мотиваторов — например, «Что? Где? Когда?» мы разнообразим мультииграми. А в школьной лиге добавим к этому командную «Свою игру» и брейн-ринг. Чтобы подросткам было интереснее.

Кроме этого, мы договорились с магазином «Мосигра». В дни турниров они станут показывать свои настольные игры, давать ребятам поиграть — все это на некоммерческой основе, безо всяких продаж. Вероятно, «Мосигра» выделит небольшие призы на каждый этап чемпионата. И школьники уже будут знать, что борются вдобавок и за какой-то интересный игровой комплект.

Вы говорите: надо мотивировать детей ходить на игры. Допустим, заинтересовать удастся. А зачем им вообще этим заниматься?

— Я считаю, что интеллектуальные игры — очень полезная вещь.

Чтобы хорошо играть, надо набирать знания. В школе они порой усваиваются через силу: потому, что надо. Здесь же ты пополняешь запас знаний сам — потому, что хочешь. На первых порах это даже не осознается: человек приходит, чтобы хорошо провести время. Потом появляется желание выигрывать — или, по крайней мере, не так сильно проигрывать. Для этого надо прогрессировать и как личность, и в плане командного взаимодействия. В общем, игра развивает. И чем больше народа к этому подключится, тем, я считаю, у нас станет более образованная, умная молодежь.

***
фото: Дмитрий Цинкевич.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта