X

  • 28 Март
  • 2024 года
  • № 32
  • 5531

Вазы с прошлым

Знаменитый западноевропейский фарфор, особенно венский, подделывают так часто, что только специалисты могут определить -действительно ли перед ними подлинник.

Однако и им достоверно неизвестно: правда ли, что две вазы венского фарфора, что с 1939 года хранятся в тюменском музейном фонде, были подарены Наполеоном российскому императору Александру I после подписания Тильзитского мира? Такое вполне возможно.

Именно об этом, в первую очередь, рассказала искусствовед Людмила Осинцева на открытии новой выставки музея изобразительных искусств — «Венский королевский фарфор XVIII-XIX веков».

В основе сложившейся экспозиции — две вазы, которые в 1939 году поступили из Эрмитажа в Тюменский краеведческий музей. Ничем особенным, по словам искусствоведа, они не отличались от уже имеющихся предметов западноевропейского фарфора, и потому никто не обратил на них пристального внимания.

Но со временем эксперты по маркировке на донышках ваз установили, что это настоящий венский фарфор. Скорее всего, после революции эти вазы из частных коллекций попали в Ленинградский и Московский музейные фонды, где пролежали до конца 30-х годов, а затем были разосланы по периферийным музеям. К сожалению, описи перешедших в те годы из Эрмитажа в наш музей экспонатов составлены на редкость неграмотно, говорит Людмила Осинцева.

— По этим документам очень сложно определить и идентифицировать фарфор. Но двум вазам повезло, у них есть настоящие клейма, — рассказывает она.

Людмила Дмитриевна рассказывает, в чем состоит уникальность ваз: место их изготовления — венская королевская фарфоровая мануфактура, которая существовала относительно недолго, всего один век, с середины XVIII века до середины XIX. Но даже за этот короткий период продукция королевской мануфактуры успела отличиться собственным стилем. Изучить его можно, придя на выставку в музей ИЗО.

Вам, среди прочего, покажут трехсоставную тончайшей работы разборную вазу-ароматницу XVIII века с греческим орнаментом, выполненную в стиле неоклассицизма.

— Художник, что расписал ее, заимствовал один сюжет у французского гравера Жана Мишеля Мора-младшего, иллюстрировавшего книгу греческих мифов «Метаморфозы Овидия», — рассказывает Людмила Осинцева. — А на противоположную сторону вазы перенес изображение с картины Луки Камбьязо, которая по настоящее время находится на Вилле Боргезе — одной из главных достопримечательностей Рима.

Надо сказать, что венский фарфор очень ценился: императоры и высокопоставленные вельможи заказывали его в единичных экземплярах и преподносили друг другу — считалось, что это богатый подарок. Потому искусствоведы и склонны подозревать, что много королевского венского фарфора Наполеон подарил российскому императору Александру I после войны четвертой коалиции 1806-1807 годов, в которой Россия помогала Пруссии, и последовавшего за ней Тильзитского мира. Вполне может быть, что две венские вазы, выставленные в нашем музее, попали в Россию именно этим путем.

***
фото: Красота венского фарфора.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта