X

  • 28 Март
  • 2024 года
  • № 32
  • 5531

И бронзовая история заговорит с нами

Екатеринбургский художественный фонд заканчивает работу над рельефом «Тюмень — победителям». В начале апреля рельеф доставят в Тюмень и установят на Исторической площади рядом с Вечным огнем. Прежнюю бетонную — композицию ждет реконструкция.

Сейчас со стены предельно аккуратно снимаются все ее элементы. Их упаковывают, чтобы увезти в хранилища фонда. А в минувшие выходные в Екатеринбурге я видела, как идут последние приготовления перед отправкой рельефа в Тюмень.

Директор худфонда, заслуженный работник культуры РФ Сергей Титлинов говорит, что при разработке концепции нового рельефа авторы постарались осмыслить знаковые эпизоды Великой Отечественной войны, события, сопутствующие ей; оценить влияние этих событий на ход российской, европейской и мировой истории, роль исторических лиц и обычных граждан.

— Чтобы добиться нужного результата, нам порой приходилось по нескольку раз переделывать какие-то части рельефа. Даже лицо отдельного персонажа. До тех пор, пока мы не приходили к согласию. Ведь, по нашему мнению, эти лица на рельефе должны выражать эмоции, — рассказал Сергей Валентинович.

Передать в нескольких словах впечатления от нового рельефа невозможно. Это глубоко эмоциональный рассказ о войне, который требует сопереживания и осмысления. Я думаю, что истории, о которых рассказывает бронза, способны не только разбудить память взрослого человека, но и у молодежи вызвать прилив интереса к событиям 1941-1945 годов. И помогут понять абсолютный смысл Победы как высшей точки подлинного величия нашего народа.

Монументальный рельеф вместе с Сергеем Титлиновым создавали скульпторы Александр Медведев и Сергей Савин. Авторы неоднократно подчеркивали, что все события, все сюжеты, все лица, которые мы видим на рельефе, имеют историческую и даже фотографическую основу. Мы вправе спрашивать: кто, например, изображен в центральной части рельефа? Какое событие легло в основу того или иного сюжета композиции? И получим точные ответы. Как их получила я в разговоре с Сергеем Титлиновым.

— Вот солдат-победитель. Это простой парень, один из многих, кто 22 июня 1941 года пошел защищать свою Родину. Он прошел всеми дорогами войны, ему повезло — остался в живых, увидел флаг победы над Рейхстагом. Он — рядовой войны, без высоких званий и высоких наград. Но именно на его плечи и на плечи таких, как он, миллионов рядовых героев, и легли все тяготы войны. Солдат возвращается домой. Он идет не спеша, как человек, выполнивший свой долг. «Ты не вторгался в чужие пределы. Не искал славы.» -читаем над его головой. Но разве не такими были наши отцы, деды, прадеды?

Я смотрю на земляка-победителя и вижу в нем сходство с прадедом, который тоже прошел войну. Сходство с другими ветеранами, с кем довелось встречаться. Вспоминаются военные истории и даже смешные случаи, о которых рассказывали фронтовики, когда я еще училась в школе. Всплывает в памяти, как менялось выражение их лиц, как загорались их глаза, когда рассказывали о 9 мае 1945 года.

— Нападение врага на нашу страну было вероломным и стремительным, — продолжает свой рассказ-экскурсию Титлинов. — Смертельная опасность нависла над Москвой. Вот во весь рост поднялся на бруствере окопа солдат, поднимая в атаку своих товарищей. Собой он прикрывает Москву. За ним — последняя линия обороны Москвы, неприступная линия, одолеть которую враг так и не смог.

Вот военный парад 1941 года.

Идут батальоны, которым завтра предстоит броситься в бой. Правее на переднем плане стоит женщина. Она подняла руку для материнского благословения.

— У нее есть имя? — спрашиваю я.

— Это простая русская крестьянка Епистиния Степанова, потерявшая на фронтах войны девятерых своих сыновей. Но пока все ее дети живы. И она благословляет на ратный подвиг и их, и идущие по Красной площади батальоны, и вставшего во весь рост красноармейца.

Следующий сюжет посвящен блокаде Ленинграда. Сразу узнаешь Исаакиевский собор, Дворцовый мост, Петропавловскую крепость. Тут же взгляд останавливается на страницах дневника Тани Савичевой… А перед ними — блокадная пайка хлеба. 125 граммов в натуральную величину. Ты слышишь стук собственного сердца, отводишь взгляд и. видишь катер. Такие катера «Комсомолец» выпускал тюменский судостроительный завод N 639.

И опять смутно знакомое лицо — это ныне здравствующий в Тюмени Владимир Кноль. В марте 1942 года его с семьей вывезли из блокадного Ленинграда по «Дороге жизни». Здесь он совсем маленький, перевязан крест-накрест шалью. Это символ спасенных блокадных детей, которых в годы войны приютили многие города и села области. В том числе и Тюмень. И опять узнаваемый силуэт — ялуторовского вокзала.

Бронза напоминает о крупнейших событиях — о Сталинградской битве, о сражении на Курской дуге, о крупнейшем в мировой истории танковом сражении под Прохоровкой. И здесь же взгляд останавливается на фигуре подростка, который стоит на ящике за токарным станком и вытачивает корпус мины.

— Мальчика зовут Борис Степанов. Знаменитый тюменский токарь-тысячник, — напоминает Сергей Титлинов. — А правее уже виден Рейхстаг… И вот — окончание войны, Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. Вы знаете, что в нем принимали участие тюменцы — Герои Советского Союза Яков Неумоев, Алексей Рогожкин и Василий Давыдов?

— Знаю, — отвечаю я. И тут вижу постаревшую женщину из «сорок первого года». В ее руке извещение о смерти последнего, девятого сына… Олицетворение тех жертв, которые принес наш народ на алтарь победы в этой страшной войне.

… И пришло время восстанавливать страну, возвращаться в мирную жизнь. Все стремления людей связаны с мирной жизнью. А на панораме уже видны образы современного города.

Уже несколько дней у меня перед глазами фотографии рельефа. Снова и снова разглядывая детали, я вспоминаю все новые истории — о разведчике Николае Кузнецове; о танке по имени «Малютка», построенном на деньги, собранные детьми Омской области; о сержанте-связисте Матвее Путилове. И том, как моя бабушка сутками работала на тюменском фанерном заводе и всю жизнь гордилась тем, что сделанные из этой фанеры планеры А-7 совершали боевые вылеты в район Сталинграда.

Многие сейчас составляют родословные, проявляют интерес к истории, к культурному наследию своей семьи. Обращаются к документам, к архивам, хранящим материалы о событиях и людях. Мы ищем примеры подвига в прошлом, в том числе и в войне, в которой наши предшественники победили. Я убеждена, что реальную цену Победы легче всего понять, погружаясь в прошлое близких тебе людей. Так и у бронзового рельефа, рассказывающего нам о нашем собственном прошлом, возникает чувство причастности каждого к общей Победе.

В юбилейные дни, придя на Историческую площадь, расскажите своим детям историю прошедшей войны через историю вашей семьи.

***
фото: Элементы рельефа.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта