X

  • 18 Апрель
  • 2024 года
  • № 41
  • 5540

Птенцы гнезда Петровой

Мне сказали, сводный хор мальчиков города будет выступать в филармонии 24 ноября. Я подумала: наверное, опять концерт ко Дню матери; ничто так не радует материнское сердце, как пение сына. Но в этот раз повод был другой, печальный. Хотя, строго говоря, и в Дне матери веселого мало.

Прошел год со дня смерти Валентины Петровой — хормейстера, заведующей кафедрой хорового дирижирования института культуры, заслуженного работника культуры РФ, заслуженного деятеля искусств. В сентябре 2017-го она отметила 70-летие, а через месяц ее не стало. Странно, мне казалось, что хормейстеры должны жить вечно. Или по крайней мере долго. Eсли вы видели, как Валентина Викторовна дирижировала хором, вы меня понимаете.

Взмах ее руки высвобождал огромные потоки энергии. Она управляла этими потоками, она лепила из наших голосов какую-то иную, космическую материю. В маленьком зале института культуры собирались два десятка хоров, в финале они заполняли до отказа крошечную сцену, стекая в зал; певцы толпились даже в дверях, и все вместе пели что-нибудь особо торжественное — про любовь к Родине или про мир во всем мире, — а Валентина Викторовна стояла внизу у сцены и властвовала над всем залом. Глаза ее горели. Это надо было видеть.

Она властвовала и над залом филармонии в ту субботу, незримо присутствуя. Ближайшая подруга Валентины Викторовны, ее коллега и тезка Валентина Багрова, концертмейстер и пианист, сыграла фрагмент сонаты N 2 Рахманинова. Романс Рахманинова «Полюбила я на печаль свою» спела и заслуженная артистка России Ирина Бибеева. Потому что Валентина Викторовна любила Рахманинова. Руководители хоровых коллективов, коллеги и друзья — «птенцы гнезда Петровой», по чьему-то меткому выражению, — приготовили для концерта произведения уральских композиторов, с авторами которых Петрова была знакома по Уральской консерватории и дружила много лет.

Концерт продолжался уже больше двух часов, и зрители с маленькими детьми начали потихоньку, извиняясь, покидать зал, хотя им вряд ли этого хотелось. И это еще не все хоры участвовали! За последние годы число детских певческих коллективов в Тюмени по меньшей мере удвоилось. Во многом это заслуга Петровой — именно она была идеологом возрождения школьных хоров и больших хоровых фестивалей. Шесть лет назад она рассказывала в интервью нашей газете, что идея городских фестивалей появилась после поездки в Германию в 1992 году: «Собрались коллективы из 23 стран! На отчетном концерте мы спели все вместе громадным хором — сложно представить, как это впечатляюще звучит. После мы решили проводить такие фестивали и в Тюмени. Сначала каждый коллектив поет свою песню, а потом все вместе исполняют одно произведение. Не передать словами, какое это удовольствие — руководить таким большим хором! Eсть пиано, есть форте, есть ликование и что-то еще, такое нежное, трогательное».

Что-то такое нежное, трогательное — наверное, легкая грусть — царило и на этом памятном концерте. Хотя пели дети и о веселом и даже ухитрились станцевать рок-н-ролл. Содержание, как и форма, тут большой роли не играло.

Главным был сам факт: собрались и поем. От всей души, во весь голос. А как еще помянуть хормейстера.

ФОТО АВТОРА

***
фото: Участники сводного хора мальчиков и юношей Тюмени.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта