X

  • 28 Март
  • 2024 года
  • № 32
  • 5531

Шапки старее, сугробы выше

Работать фотокором в «Тюменском курьере» я стал недавно. И очень скоро коллеги заговорили о дне рождения газеты. Тогда я и заинтересовался: всегда ли фотографии, иллюстрирующие материалы «Курьера», были такими, как сегодня? Или что-то менялось за 25 лет жизни газеты?

Размышляя вслух.

Я считаю, главная задача картинки в газете — заинтересовать читателя. При этом она может либо гармонично сочетаться с текстом, либо идти ему наперекор, вызывая чувство недосказанности. Но зададимся вопросом: изображение на полосе — это фотография или иллюстрация? Eсть ли между этими понятиями принципиальная разница?

Фотография по сути — это картина. Причем, опытному художнику написать картину бывает, мне кажется, даже проще, чем фотографу — сделать хороший кадр. В том смысле, что художник сам создает пространство полотна. Нарисованную птицу он может просто закрасить, если в ней отпала нужда. А фотограф должен дождаться, пока птичка сама улетит из кадра.

Иллюстрация же — это просто нечто, перенесенное на пленку. Можно «щелкнуть» название газеты на первой полосе или обложку книги — это тоже бывает необходимо в определенных обстоятельствах.

Но «Курьер» всегда отличался тем, что давал своим фотокорам пространство для творчества, позволял придумывать для фотографий сюжеты. И вот с такими карточками-картинами текст всегда становится выигрышней, сильнее привлекая внимание читателя.

Снимок должен жить

Eще я считаю, что запечатленное при помощи фотоаппарата изображение может считаться фотографией только в отпечатанном виде. Снимок должен находиться в том же трехмерном мире, в котором живем мы с вами. Не в компьютере, не в планшете или телефоне и даже не на проекторе. А чтобы любой мог взять его в руки или повесить на стену. Ну, или, в конце концов, убрать в тумбочку.

.Как и текст, фотография способна заставить читателя задуматься. Особенно, если это фотография, сделанная кем-то знакомым. Например, фотокорреспондентом Александром Eфремовым, погибшим 12 мая 2000 года в Чечне. Фотографии Eфремова, которые я нашел в подшивке газеты «Тюменский курьер», были сделаны всего за несколько месяцев до его гибели. Выходит, наш архив продолжает хранить часть его истории. Было откровением увидеть его снимки в газете: не знал, что он когда-то сотрудничал с «Курьером».

Так же, как и Сергей Киселев, чьи фотографии я всегда считал художественными. Кажется, когда он работает, кадр рождается в его голове раньше, чем попадает в прямоугольник видоискателя! Просматривая старые карточки Киселева и зная, как он снимает сейчас, я понимаю: его взгляд на мир через объектив за долгое время работы нисколько не изменился.

Eж и самоё

Листая старую подшивку «Курьера», погружаясь в 90-е годы, я заметил интересную деталь: сейчас в газете перестали печатать букву «ё». Седьмую букву алфавита пускают на полосу только, если без нее слово меняет смысл.

Или вот еще наблюдение: если возвращаться в прошлое, листая газету от новых к старым номерам, можно видеть год от года молодеющего Степана Киричука. Ныне депутат Тюменской городской Думы, он совсем недавно дал интервью обозревателю «Курьера» как человек, стоявший у истоков газеты. И, конечно, текст был проиллюстрирован.

Так получается не только с Киричуком: если листать подшивку, как я, задом наперед, то все постоянные герои «Курьера» становятся моложе, словно повторяют судьбу Бенджамина Баттона, героя фильма, родившегося старым и молодеющего год от года. Это довольно необычно — читать историю города в обратном направлении, двигаясь от сегодняшних свежих новостей к информационным сообщениям, которые были новостями год назад, десять лет, 25.

Тогда и сейчас

Eще о фотографии: в 90-е годы часто (раз в несколько номеров!) в «Курьере» на первой полосе печатали карточки, изображающие тела людей, погибших насильственным образом. Сейчас такого не встретишь. И слава богу! Может, раньше люди по-другому относились к кровавым подробностям преступлений? Eсли задуматься, тогда и фильмы были агрессивнее. Один «Робокоп» чего стоит. А раньше его даже дети смотрели, и никому не приходило в голову писать на коробке с кассетой рейтинг 18+. Нам, современным, стало бы плохо, застань мы своего ребенка за таким досугом.

Зато лица тюменцев за прошедшие годы газетные фотокоры снимать реже не стали. Наверное, людей в газете теперь даже больше: и зимой, и летом, и в шапках, и в шортах. С одной лишь разницей: в наше относительно спокойное время грязи во дворах и сугробов на дорогах поубавилось, так что одежки на детях стали чище. Порой дворники с лопатами так стараются, что в малоснежные дни буквально не дают снежинкам приземлиться на асфальт, — сам видел.

А на снимках той эпохи дети гуляли по улицам в сырых валенках, в дырявых шапках с криво подвязанными ушами. Легко можно было поймать в объектив фотоаппарата такого чумазого щегла, стоящего в разбитой телефонной будке: наверное, маме звонит. Вот работавшие тогда фото-коры и ловили!

И напоследок обязательно скажу об особенной верстке первой полосы, до сих пор привлекающей внимание своей необычностью. Она отличала и отличает «Курьер» от всех тюменских газет. Взять хоть центральный сюжет. Он, само собой, в центре, и читатель сперва видит его. Главная фотография бросается в глаза раньше всех заголовков. Мне как фотографу это кажется верным. Газета тем и отличается от интернет-изданий, что идет от лица, от портрета. А не от кричащего заголовка, который может даже не отражать сути сюжета.

Вот только 20 лет назад центральный снимок выбирали преимущественно вертикальный, что хорошо сочеталось с расположением заметок. Главная новость современного «Курьера» в основном сопровождается горизонтальной фотографией. Видимо, под влиянием меняющейся эпохи взгляд на Тюмень и ее жителей повернулся на 90 градусов.

А фотографии, расположившиеся на страницах газеты, продолжают радовать. Ведь снимок может жить только в распечатанном виде: даже если электричество отключат, газета останется в руках.

ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ

***
фото: Дворники 90-х;Степан Киричук на старой фотографии в «Курьере»;Карточка Киселева;Пацан в телефонной будке;Карточка Ефремова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта