X

  • 25 Апрель
  • 2024 года
  • № 44
  • 5543

Борьба на музыкальном фронте

Говорят, что все современные войны ведутся за ресурсы и рынки сбыта. Причем именно вторые всегда были наиболее важны. Но что если захватывать рынок можно без единого выстрела?

Всего-то и надо… петь и зажигательно танцевать. А еще вкладываться в собственную культуру.

Добрые песни корейской волны

Разглядывая в субботу полный зал «Золотых ворот Сибири», я недоумеваю. Откуда столько народу? Здесь идет фестиваль фанатов корейской популярной музыки и косплея «Hanadae». Ребята собираются, чтобы петь корейские песни и повторить танцевальные номера любимых корейских групп. По бокам сцены и зрительного зала расположились магазинчики с товарами «made in Korea» — у них собралась целая толпа.

Раньше «Hanadae» было исключительно фанатской встречей редких любителей всякой «азиатчины». Но с участием почетного консула Республики Корея Игоря Самкаева статус «Hanadae» вырос. В жюри пригласили Аниту Цой, заслуженную артистку страны. В качестве организатора выступил сам Игорь Самкаев. В гости ждали даже главу города, но он прийти не смог. Зато пришел ректор ТюмГУ Валерий Фальков.

Официальные лица в строгих костюмах выглядят забавно среди восторженных подростков в цветных париках и со светящимися мечами в руках. Дело в том, что в Южной Корее очень серьезно относятся к собственной музыке, ведь она помогает развитию экономики страны…

Ли Донг Йон, профессор теории культуры в Корейском национальном университете искусств, связывает появление феномена «корейской волны» (распространение корейской поп-культуры) с экономическим кризисом Южной Кореи в 1998 году. Понимая довольно отчаянное положение страны, правительство решает вкладывать деньги нестандартно — в музыкальные и телевизионные продукты, чтобы популяризировать культуру Южной Кореи. Тем самым правительство хочет стимулировать туризм и экспорт. И у него получается. В конце 2018 года корейская группа BTS попала на обложку TIME в качестве лидеров нового поколения, а корейская косметика и другие товары активно захватывают мировой рынок.

Так что заинтересованность политиков понятна. Но чем же все- таки привлекает фанатов корейское творчество? Именно это я пытаюсь выяснить на фестивале… И в какой-то момент сама не замечаю, как оказываюсь в кругу плачущих подростков.

В таких случаях говорят: ничто не предвещало беды. Очаровательная девушка в белом платье начала исполнять песню корейской певицы Ли Хай «Вздох». На фоне видео с еще одним корейским поп-исполнителем Ким Джон Хёном, который и написал эту песню специально для Хай. В конце выступления певица оставляет на сцене красную розу… А все в зале вдруг начинают утирать искренние слезы. Причину я узнаю позже. Ли Хай поет:

«Кто-то вздыхает, этот вдох такой тяжелый…

Все хорошо, я просто обниму тебя.

Спасибо тебе, ты и правда очень много трудишься».

А Ким Джон Хён, юноша на видео, совершил самоубийство, написав своей сестре записку: «Пожалуйста, отпусти меня. Скажи мне, что я все сделал хорошо. Это мои последние слова». За этим скрывается другая, темная сторона «корейской волны» — того груза ответственности практически за всю страну, что ложится на ее молодых певцов.

…Узнав эту историю, я тоже чувствую, как на глаза наворачиваются слезы. Тут-то меня и окружают сочувствующие подростки, заключая в объятия. Возможно, по совету той самой Ли Хай, что просит обнять того, кто в этом нуждается.

Анастасия Богданова

Истоки американского джаза

Концерт, посвященный юбилею джазовой дивы Инги Лударевой, в пятницу прошел в «Нефтянике». Певица обещала, что благодаря музыкантам из знаменитого санкт-петербургского джаз-бэнда Федора Кувайцева слушатели смогут погрузиться в атмосферу Нового Орлеана. И не соврала. Даже скучные, уставшие в конце рабочей недели зрители, уже в середине действия ожили и стали пританцовывать под зажигательные ритмы. А парень с девушкой по соседству со мной даже изобразили сценку. Мальчишка снял и надел невидимую шляпу, а девушка сыграла на такой же незримой трубе. Эти ассоциации им пришли неслучайно. Джаз-бэнд исполнил некоторые мелодии из известных ретрофильмов, один из них вы узнаете точно. Это «В джазе только девушки». И Инга Лударева в своем исполнении сумела сохранить легкость и обаяние его главной героини.

До того, как отправиться в Новый Орлеан, зрители совершили еще одно путешествие. Инга Лударева глубоко знает историю джаза, поэтому для начала она уводит нас к истокам. К первым африканским рабам в Америке, которые в трюмах кораблей привезли свою музыку. С африканских мотивов, танцев и барабанов Джонатана Камате и начинается концерт.

К рассказам об истоках присоединился саксофонист Олег Кувайцев, заслуженный артист РФ. И он нашел их в нашем регионе. Ирвинг Берлин, американский композитор, по некоторым сведениям родом из Тюмени, написавший неофициальный гимн США «Боже, благослови Америку», «Белое рождество» — композицию, которая получила Оскар. И еще ряд музыкальных произведений, которыми Америка гордится до сих пор.

Джаз наравне создавали африканские рабы, колонисты и эмигранты, спасающиеся на американской земле от разных личных и глобальных напастей. И вклад российских эмигрантов в него огромный. Возможно, поэтому такой далекий заокеанский джаз оказался так близок многим жителям нашей страны. И на какое-то время стал здесь неофициальным гимном свободы.

Кому нужна русская балалайка?

В декабре Тюменскому оркестру русских народных инструментов им. Л.Ф. Беззубова исполняется 60 лет. Оркестр этот знают не только в Тюмени, но и за пределами нашей страны — по крайней мере, таковы данные прямой трансляции уникальной «Битвы оркестров», которую недавно посмотрели тысячи зрителей из стран СНГ. Битвы эта, конечно, дружеская. Между духовыми и народными инструментами. Оркестры доказывают, что сыграть им под силу буквально все — попсу, шансон, рок и классику. Но биться оркестрам приходится и за своих слушателей.

— Хотелось бы совершить большие гастроли по городам Тюменской области, чтобы показать людям наши возможности. Народные инструменты это давно не пять ладов на балалайке. Наш национальный оркестр уникален тем, что по творческим возможностям не уступает симфоническому, — говорит Владимир Лавришин, дирижер, заслуженный деятель искусств России. — Правда, внимания оркестрам народных инструментов уделяют не так уж и много. А ведь если не мы сохраним свое национальное достояние и культуру, то этого не сделает никто. На Западе охотно будут аплодировать на наших концертах, но если мы вдруг перестанем их давать — плакать не станут.

Про охотно аплодирующих заграничных зрителей у Владимира Лавришина есть в запасе история из практики. Eго оркестр народных инструментов из Челябинска пригласили выступить на «Тамбурица фесте» в Сербии. Тамбурица — это своего рода сербская домбра. Собирает этот фестиваль национальных инструментов под открытым небом целое поле людей — 15 тысяч человек. А трансляция идет на 11 стран Eвропы. Особенно Владимира Лавришина поразило то, что их коллектив оказался даже на автобусах — большие фото разместили на бортах. Дирижер сделал несколько снимков на память.

— За границей нам часто говорят: У вас есть непреходящее достояние — и это народная оркестровая музыка, — рассказывает дирижер.

А 9 декабря в ДК «Нефтяник» состоится большой юбилейный концерт оркестра с приглашенными московскими солистами.

***
фото: На фестивале фанатов корейской популярной музыки и косплея «Hanadae» ;Владимир Лавришин.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта