X

  • 28 Март
  • 2024 года
  • № 32
  • 5531

Жить в меняющемся мире

Пространство высшей инженерной школы (EС) ТИУ создано так, что его легко можно изменить на свое усмотрение.

Можно сидеть на столах (они трансформируются в стулья), писать на стенах, уместить в лекционном зале 300 человек или создать здесь же уютное камерное пространство для работы в маленьких группах. Всего за несколько минут прогулки по школе я увидела настоящего робота, какие-то вычисления, написанные мелом на стенах почти до потолка под большим заголовком «Арктический ветер». В одном из кабинетов работает 3D-принтер, создавая объемную фигуру из зеленого пластика. Необычно в школе все, даже дизайн мебели выполнен в стиле хай-тек.

По словам Алексея Пимнева, руководителя школы, пространство следует главной цели — научить студентов жить в стремительно меняющемся мире. Поэтому в школе мобильно все: от мебели до доступа в мастерскую. В нее можно приходить в любое удобное время.

— Мы очень ценим мнение студентов, — рассказывает Алексей Пимнев. — Они имеют право задавать любые вопросы, выступить и защитить свое мнение, об этом принципе мы говорим с педагогами. Студенты могут предлагать любые проекты. Мы помогаем советами, предоставляем материалы. Но свобода возлагает на них и ответственность. Ведь они также решают, как будет выглядеть и чем будет наполнена школа. Мы сразу даем им понять, что они — равноправные участники учебного процесса и от них многое зависит.

Высшая инженерная школа появилась в ТИУ только в нынешнем учебном году. Eе создатели предложили студентам новые образовательные подходы, учебное пространство, лучших педагогов из тех, что преподают в университете. В школу поступило 240 студентов-бакалавров. Более сотни из них заняли бюджетные места.

Александр Тарасов

— Восемьдесят — это средний балл по результатам EГЭ у студентов, поступающих в школу. Для сравнения: по России на инженерные специальности этот балл чуть больше шестидесяти. И на договорной основе у нас тоже учатся высокобалльники, — рассказывает Алексей Пимнев. — Но лучшим студентам мы помогаем стипендией.

За первый семестр «школьники» разработали плавательное средство (маленькие корабли, задача которых была преодолеть 50 метров бассейна с помощью собственного мотора), проект ветрогенераторов для работы в Арктике и машину Голдберга. Работа над последней запомнилась студентам больше всего.

— Мы провели здесь сутки, пока создавали эту машину, — рассказывает Никита Куприянов, председатель студенческого совета. — Не спали вообще. Машина Голдберга должна выполнить простое действие максимально сложным способом. К примеру, ваша задача — автоматически открыть дверь. Вы создаете систему: дернул за веревочку, она привела в движение металлический шарик, тот докатился до другой веревочки, та запустила еще один механизм. И так далее, пока не откроется дверь. А создавали мы машину по сюжету книги «Мастер и Маргарита».

Александр Тарасов

Студентов разделили на группы и сказали им воспроизвести с помощью машины Голдберга сюжет определенной части романа Булгакова. Одной из самых зрелищных вышла сцена из главы «Черная магия и ее разоблачение». В ней приходит в движение созданный из колоды карт шар, а картонный конферансье, как полагается по сюжету, теряет голову, которую поднимает в воздух придуманный студентами механизм. Такой вот инженерный театр.

Сразу после каникул студенты займутся проектами, связанными с разработкой нефтескважин. На защите подобных проектов часто присутствуют индустриальные партнеры университета. Это представители больших нефтегазовых корпораций. Они здесь, чтобы дать студентам профессиональную обратную связь и присмотреть себе лучших специалистов. В год студенты и представители нефтегазовых компаний будут встречаться в стенах школы не менее восьми раз.

— Мы, можно сказать, первопроходцы, — рассказывает Никита Куприянов. — Волнительно, где-то сложно, но очень интересно. Я, помимо прочего, занимаюсь правами студентов. Пока с администрацией взаимодействовали только по поводу Интернета в общежитиях. Кое-какое оборудование попало под российские санкции, поэтому в общежитии были перебои со связью. Сейчас ситуация улучшается, а мы продолжаем переговоры с «Ростелекомом».

Разговаривая с Никитой, трудно представить, что он — недавний школьник. Вообще обучение деловому подходу — еще одна отличительная черта школы. Здесь студенты делятся на придуманные ими нефтегазовые компании и зарабатывают для своей корпорации капитал — хорошими оценками и другими успехами. А многие из студентов, в том числе и Никита, уже сегодня уверены, что будут работать в нефтегазовых компаниях. Между ними и университетом заключен тройной договор.

— Мы очень гордимся нашими студентами, — говорит Алексей Пимнев, показывая стенд с несколькими дипломами. — Они себя хорошо проявляют и в проектной деятельности, и в спорте, и в творчестве. Вот и первые награды уже заработали. Но помимо личных успехов нам важно сформировать преемственность. Мы уже сегодня готовим студентов к тому, что будущие первокурсники станут и их ответственностью. Потому что проектная деятельность невозможна без передачи опыта. Здесь три стадии обучения: узнал, создал и научил другого.

А тем временем, многое в школе находится на стадии разработки. Даже мастерские и лекционные залы будут продолжать укомплектовывать новой мебелью. Говорить о том, вырастет ли в этой школе инженерная элита, — рано. Но заметно, что и педагоги, и студенты готовы побороться за эту цель.

***
фото: Никита Куприянов и Егор Приходский ;Алексей Пимнев ;Работа с 3D-принтером.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта