X

  • 25 Апрель
  • 2024 года
  • № 44
  • 5543

Откроем глаза

Экранизацию книги «Зулейха открывает глаза», пожалуй, смело можно назвать долгожданной.

Особенно с учетом того, что успешная книга Гузель Яхиной изначально была задумана как сценарий. И вот, наконец, на прошлой неделе зрителю представили одноименную многосерийную драму.

Работа была многообещающей. Главную героиню играет Чулпан Хаматова. Автор книги отзывается об экранизации тепло. Упоминает, что некоторые моменты показались чересчур пафосными, а другие шаблонными, но в целом она удивлена, насколько бережно отнеслись к материалу. Яхина радуется, что в сериале тема раскулачивания — главная в книге — представлена однозначно. Писатель опасалась, что на федеральном канале ее загубит цензура.

Действие начинается в 1930 году в татарской деревне. Ортодоксальную семью Зулейхи раскулачивают. Мужа Зулейхи убивают, а ее вместе с сотнями других переселенцев отправляют в Сибирь. Это рассказ о том, как кучке людей разных национальностей, религиозных, политических убеждений приходится вместе бороться против суровой природы и жестоких реалий эпохи. Это страшная, но человеколюбивая история о том, что счастье может случиться там, где его совсем не ждут.

Увы, режиссеру Eгору Анашкину не удалось избавиться от шаблонов российских телевизионных проектов, хотя сюжет позволял развернуться. Типажи будто кочуют из сериала в сериал, и кажется, что где-то ты видела и этого интеллигентного доктора, и этого сального сотрудника ГПУ. Только в других проектах и не то в роли бандита, не то нечистого на руку полицейского. Актеры не пытаются выйти за шаблонные изображения добра и зла. Впрочем, создатели федеральных российских сериалов, что неоднократно приезжали в Тюмень на мастер-классы, оправдывали шаблонность требованиями заказчиков. Говорят, деньги платят люди со своими представлениями о телезрителях. По их представлениям, если нам не показать злого и доброго героя шаблонными, не упростить сюжет, то мы и не поймем. Может быть, маловерные заказчики замешаны и здесь. А может, создатели сериалов оправдываются.

Но в целом я бы не назвала работу Анашкина неудавшейся. Да, это сериал с российским телевизионным колоритом, но на важную, сложную тему, в которой ему удалось сохранить изначальный светлый посыл. Заметны и творческие попытки дать какие-то интересные и трогательные отсылки к книге. Например, заставка под красивую татарскую песню «Ай, былбылым», в которой четыре девчушки бегают по снегу в чистом поле, рисуя своими следами птицу. О волшебной птице Симруг позже Зулейха расскажет легенду, которая позволит многое осмыслить. В конце серии сама Зулейха обнимает этих четырех девочек, вместе они стоят посреди нарисованной птицы и заснеженного поля. Кажется, что эти девочки — ее погибшие дочери.

Но каким бы сериал ни был с художественной точки зрения, главную критику он получил с другой стороны. Сталинисты возмутились по поводу критики советской власти, традиционалисты по поводу неправильного представления о татарской семье. На Чулпан Хаматову обрушилась волна критики и от тех, и от других.

«Я не считаю, что травля направлена персонально против меня. Скорее, она демонстрирует то, насколько общество не готово открывать правду о себе», — говорит Хаматова.

И, возможно, этими словами невольно вводит нас в заблуждение. Действительно, увидев, какую волну негодования вызвал огибающий острые углы сериал о репрессиях, можно подумать, будто общество к чему-то не готово. Например, признавать свою историю — разную, как история всякой страны, осознавать ошибки, сочувствовать.

Свои ошибки признавать действительно тяжело. Другое дело ошибки соседей. Это даже приятно. Вот, скажем, в прошлом президент Украины Петр Порошенко решил, что националисты, которые громче всего проявляют себя и в социальных сетях, и на улицах, — это большинство. Что эти люди, очевидно, и есть украинское общество. Выборы его ошарашили. Оказалось, что 73 процента населения страны этих взглядов не разделяли. Тихо и молча — не разделяли. Я сейчас не о политике и никого ни с кем не сравниваю, а просто привожу недавний пример того, как часто кажется, будто общество — это те, кого больше всех слышно. Но иногда оказывается иначе.

В любом случае, так это или нет, рано или поздно для всех наступает пора открывать глаза.

www.goodhouse.ru

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта