X

  • 28 Март
  • 2024 года
  • № 32
  • 5531

У троллейбуса был другой радиус поворота

ИННА ГОРБУНОВА

В тюменском ПАТП работают 28 водителей-женщин. Одна из них Анастасия Островская. Eе водительский стаж — 36 лет.

Автобус Анастасии Островской с бортовым номером 212 запоминается хорошо. Особенно владельцам личного автотранспорта. На стекле передней двери как раз на уровне глаз водителей легковушек есть наклейка с текстом: «Eще раз назовешь меня курицей…»

— Нет, это вовсе не угроза, — смеется Анастасия, — это смеха ради, чтобы немного разрядить напряженную атмосферу на дороге, особенно во время пробок. Прочитал человек и засмеялся. И настроение у него стало лучше. Злость и раздражение ушли. И снова все участники движения — братья, а не враги.

А ведь ее на дороге частенько подрезали. Вылетает такой лихач перед самым носом из соседнего ряда, ему, видишь ли, срочно понадобилось повернуть. Как она жалеет в такой момент, что нет на современных автобусах такого бампера, как на советских троллейбусах. Встать троллейбусу поперек дороги для водителя легковушки было себе дороже.

— У троллейбуса был такой мощный швеллер, если бортанешь им, «жигуленку» мало не покажется, — рассказывает Анастасия. — Мы на рожон не лезли, но не лезли и к нам. А сейчас подрезают на каждом шагу. Изуродует такой гонщик автобус, потом не на чем будет работать. Вот и уступаешь дорогу. Что тратить на них нервы? Я даже к пробкам отношусь спокойно. Это троллейбусная школа!

В троллейбусном парке она проработала 25 лет. Когда сказали, что этот вид транспорта ликвидируют в городе, для женщин-водителей это стало трагедией.

— Многие тогда сразу ушли, не стали больше работать. Не смогли, — вспоминает Анастасия. — Сердце кровью обливалось, когда уходили от своих верных машин. Мы же с ними почти сроднились. Чувствуешь себя, будто своего Хатико оставляешь одного на дороге.

Некоторые за руль больше не сели. Попробовали перейти в кондукторы, но так оказалось еще больнее. Да и управление автобусом совсем другое. Представьте, вы 20 лет говорили на одном языке, а потом вдруг оказались в другом государстве.

— У меня и троллейбус-то был совсем новенький, — продолжает Анастасия. — Только недавно получили. Всего три года. Разве для машины это срок? Он только к моим рукам привык. Техника, она хоть и безмолвная, но не бездушная. Чувствует руки водителя. Знает, с каким настроением к ней подходишь. И вот это дитя оторвали от меня и передали кому-то чужому в Курган. Надеюсь, что попал он к хорошим людям.

На троллейбусе она ездила по маршруту N 6 от второй горбольницы на улице Мельникайте до железнодорожного вокзала. Помните, на перекрестке улицы Республики с улицей Мельникайте троллейбусы делали поворот налево? Левые повороты тогда не были запрещены. Тот стал одним из первых, который отменили. Eще несколько месяцев после того, как стала работать в ПАТП, по привычке брала на Мельникайте большой радиус поворота, как на троллейбусе, хотя на автобусе такой маневр не нужен.

Очень не любила она путепровод по улице Пермякова. Говорит, что на троллейбусе просто жуть было по нему ездить. Даже если двигаешься осторожно, все равно раз и соскочит штанга с контактного провода. А чтобы башмак-токоприемник установить на место, приходилось выпрыгивать из теплой кабины, натягивать рукавицы и тянуть за веревки. Но опыт — великое дело. Потом какое-то шестое чувство подсказывало, как лучше проезжать опасные участки. Анастасия даже стала инструктором в троллейбусном парке, учила молодых. У нее учеников пол-Тюмени. И теперь, когда на своем автобусе 25-го маршрута проезжает через этот путепровод, никаких неприятных чувств не испытывает.

Некоторых водителей с маршрута на маршрут кидают, а она работает все время на одном.

— Мой «МАЗ-103» с бортовым номером 212 как член моей семьи, — говорит Анастасия. — Я его называю «мой киндеренок». Здороваюсь с ним, разговариваю, а после смены — прощаюсь. А тут на две недели уходила в отпуск и наказала ему: «Ты без меня не шали. Пока сменщик мой будет работать, Илюша, его не обижай». Я считаю, что мой автобус — живой. Перед тем как выходить в рейс, я его глажу по рулю и приговариваю: «Ну что, мой хороший, поехали. Ты уж меня не подведи».

***
фото: Анастасия Островская.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта