X

  • 16 Апрель
  • 2024 года
  • № 40
  • 5539

Ничто голливудское нам не чуждо

Одно из важнейших событий в мире культуры (хочет того Никита Михалков или нет) — это присуждение премии «Оскар». Недавно объявили ее основных номинантов.

Причем тут Михалков? СМИ облетели его возмущенные комментарии о том, что российский фильм «Дылда» не был номинирован на премию. Михалков обвинил жюри: «Политическая конъюнктура для них важнее художественной ценности фильма». Может быть, и так. Но, несмотря на то, что мы не увидим среди номинантов соотечественников, темы, которые жюри оказались интересны, волнуют и нас, тюменцев.

Где найти свободу?

После выхода трейлера «Кролик Джоджо», главным героем которого стал смешной Гитлер — вымышленный друг десятилетнего гитлерюгендовца Йоханнеса, многие ждали проходную черную комедию. К счастью, ожидания были обмануты. Мы увидели необычную и щемящую военную драму.

Главная и единственная шутка в фильме — нацизм во всем своем абсурде. В одном кадре детям говорят «арийская раса превосходит в развитии всех остальных», а в следующем призывают «пойдемте жечь книги!» Йоханнес говорит своему товарищу: «Ты лучший друг на втором месте, потому что первое оставлено для Гитлера». Не менее нелепы попытки мальчика понять, чем еврей отличается от нееврея.

В это время мама Йоханнеса Рози (Скарлетт Йоханссон) скрывает в доме еврейскую девочку-подростка. Не говорит об этом сыну (которому, однако, придется с ней столкнуться и вопреки всему подружиться), потому что знает, что сын — фанатик. Но все равно она нежно любит его.

Фильм хорош. Своим стилем, персонажами, юмором. То, как абсурдно выглядят здесь дети, втянутые в военную и идеологическую пропаганду, — заставляет задуматься о некоторых вещах. Но более всего он хорош легкой, остроумной героиней Скарлетт Йоханссон. Женщина, в одиночку воспитывающая маленького сына, несмотря ни на что, сумела сохранить себя, свое ощущение свободы и справедливости. И этим, пожалуй, спасла Йоханнеса от вещей куда более страшных, чем война и, возможно, даже смерть.

— Свободные люди танцуют, — говорит Рози.

И в конце фильма Йоханнес неловко дергает плечами — под музыку.

…На вопрос, как же не терять своей свободы, по-своему ответил тюменский художник Олег Федоров на лекции в библиотечном центре для молодежи в эту субботу. Подобные лекции будут проходить в библиотеке на Червишевском тракте каждый месяц, прочтут их разные художники.

У Олега Федорова есть теория: никто не расскажет о художнике лучше, чем другие художники. Хотя бы потому, что это особенный взгляд на мир.

— Я счастливый человек, — признается Федоров. — Даже когда очень плохо, даже когда служил в армии и практически голодал — бог подарил мне возможность видеть прекрасное. Как необычно падает свет на снег. И пока все в отупении могли думать только о том, чтобы поесть или поспать, я думал о картинах.

Рассказал он и о художниках, которые иногда вопреки всему смотрели на мир особенным взглядом. И не изменяли себе, подвергаясь насмешкам или оказываясь в нищете.

— Искусство — это единственное, что нас, людей, объединяет. Все разделяет. Политика и даже, к сожалению, религия. Но искусство у нас общее, — говорит художник.

На месте изгоя

Фильмом «Джокер» не восторгался разве что ленивый. А мне этот номинант на «Оскар» не понравился. Не потому что он плох. Как раз наоборот, фильм снят и сыгран великолепно. Просто он невыносимый, от него хочется спрятаться.

Режиссер Тодд Филлипс снял мир бесчувственных, жестоких и пустых людей. Хуже всего в них то, насколько они реалистичны. В этом мире психический инвалид Артур Флек создает впечатление единственного нормального человека. И все время фильма он страдает от окружающих его, так сказать, людей. И страдает так, что когда Артур берется за оружие и убивает, хочется выдохнуть: «Ну хоть что-то хорошее!»

Филлипс очевидно хочет предупредить нас о том, какой мир мы создаем, выбирая жестокость и безразличие. Жаль, выхода не предлагает.

.Впрочем, иногда выход — просто не пройти мимо. В «Конторе пароходства» в эту субботу открылась выставка «Недетские отношения». Она представляет собой три экрана, с которых с вами разговаривают анимации. Одна говорит обидные и жестокие вещи — чтобы вы могли почувствовать себя на месте человека, подвергающегося травле. Другая предлагает не общаться с изгоями, пытается манипулировать, чтобы убедить в справедливости своих действий — эта работа объясняет, почему пока маленькая группа людей травит изгоев, остальные остаются наблюдателями. Никому не хочется оказаться на месте отверженных. Да и изгои всегда оказываются в чем-то якобы виноваты перед своими мучителями — странные, бедные, просто не такие.

— С одной стороны неприятно стоять и выслушивать оскорбления, — говорит Катя, посетительница выставки. — С другой, я в школе тоже подвергалась травле. И считалось, что помогать мне не надо, что это нормально, что ли. Дети сами разберутся! Учителя в коридорах отводили глаза. Так что если выставка поможет кому-то прочувствовать, что жестокость — это ненормально, то это прекрасно.

Про веру в сказки

Квентин Тарантино, на свое несчастье, добился такой славы, что его сравнивают с ним самим, как правило, не в его пользу. Вот и его номинированная на «Оскар» картина «Однажды в… Голливуде» заработала противоречивые отзывы. В восторге оказались почти все. Но некоторые отметили, что Тарантино мог бы и лучше.

«Однажды в… Голливуде» — фильм о реальных жителях звездного Лос-Анджелеса 60-х годов, которых играют современные звезды Голливуда. Тарантино дотошен и наполняет видеоряд реально существовавшими афишами, зданиями, радиоэфирами, напитками и другими деталями. Вся эта документальность обрывается только в финале. И вместо ожидаемой трагедии, когда в дом актрисы Шерон Тейт (ее играет Марго Робби) уже крадутся ее убийцы, мы получаем. Впрочем, кто не видел, лучше посмотрите сами.

Тарантино как бы напоминает нам, за что мы так любим голливудские сказки, — они всегда, вопреки всякой логике, кончаются хорошо. И потому, возможно, сколько ни разоблачай фабрику грез — в нее будут верить. Не потому что мы глупы, а потому что хочется.

.И нам не чуждо желание погрузиться в сказку. Филармония, например, регулярно проводит сказочные встречи, которые собирают полные залы как детей, так и взрослых. В воскресенье Мария Блажевич (орган) и артисты филармонии порадовали зрителей «Органным балом у Золушки».

— Сказки в детстве воспринимаются как чудо. И в тоже время они закладывают фундамент личности. На языке сказок взрослые говорят с детьми о честности, подлинной силе, истинных ценностях, — объясняет Мария.

И следующей музыкальной сказки ждать недолго: 8 февраля филармонический оркестр, заслуженная артистка России Eлена Орлова, Валерий Архипов вместе с мастером песочной анимации Eленой Ивченко покажут, расскажут и сыграют сказку «Хозяйка медной горы».

.Возможно, Никита Михалков прав, и «Оскар» политизирован. Но ничто не мешает нам насладиться хорошим кино. Ведь пока политика разъединяет, искусство доказывает: за океаном ли, на другом ли конце света людей беспокоит, волнует и радует одно и то же.

ФОТО АНАСТАСИИ БОГДАНОВОЙ И С САЙТА KINOPOISK.RU

***
фото: Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино;Олег Федоров читает лекцию о том, как не изменять самому себе.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта