X

• № 42
  • 5541

«Чертов угол» Крыма

Через полчаса объявят посадку, самолет оторвется от взлетной полосы, мы с подругой покинем сибирскую землю и окажемся на Крымском полуострове.

Начнем с тишины

Только представьте, как вы едете по пыльной степной дороге, долго, ни домов, ни людей, лишь ветер сопровождает вас, но по мере движения все вокруг меняется! Теперь из окна машины видно необъятное море, удивительного цвета, чистейшее, прозрачное и без границ. Берега обрамляют скалы… Исключительное сочетание морского климата со степным — главная особенность мыса Тарханкут, где мы и проведем десять дней.

Вдоль береговой линии расположились деревенские домики и пансионаты, в одном из которых мы забронировали номер. Несмотря на ранний час, нас встречает хозяйка, цветущая женщина лет пятидесяти.

Роса еще не успела просохнуть на лепестках роз, которыми засажена территория пансионата, как тишину утра уже прорезали детские голоса, доносившиеся с разных сторон дома. Хозяйка объяснила, что ее постояльцы в основном семейные пары с детьми. Вскоре мы познакомились с ними, среди них оказалось несколько наших земляков. Само село, где мы остановились, оказалось тихим пристанищем, вполне подходящим для умиротворенного бюджетного отдыха. Рынок с изобилием фруктов и овощей, несколько фонтанов, памятник крымским татарам и небольшое количество пансионатов — это все, что встретилось на пешей прогулке. Но самое завораживающее обнаружилось в окрестностях поселка — это невысокие скалы, образующие изрезанные водой и ветром берега. Мы гуляли там в первый вечер, с удовольствием наблюдая, как поверхность моря отражает меняющиеся краски сумеречного неба. Умиротворение наступает в душе при виде этой картины. За этим мы сюда и приехали.

Первый вечер в путешествии — это именно тот отрезок времени, который меняет мировосприятие. Вот сидишь ты на морском побережье и думаешь: как странно, еще вчера вечером ты спала в своей кроватке, а теперь любуешься пейзажем на другом конце страны. Эмоции переполняют!

Позже хозяйка пансионата рассказала мне, что в этом тихом уголке Крыма когда-то было много гостиниц, а поток туристов не иссякал весь год. Из-за обрыва связи с Украиной стало хуже, особенно пострадал частный бизнес. Референдум принес новые правила игры, ужесточение порядка, постоянные проверки. Впрочем, хозяйка говорит, что трудности здешний народ встречает с юмором. И надеется, что все наладится. Мыс Тарханкут всегда обладал притягательной силой: сюда возвращаются. Eще Паустовский в своих очерках описывал эту местность как «чертов угол», потому что здесь редко идут дожди и практически всегда светит солнце.

Выше облаков

Проведя три дня в безвременье, мы захотели разнообразия и заказали экскурсию, путь которой пролегал через три исторические и самые живописные точки Крыма.

Шесть часов утра. Экскурсионный автобус спешит к южной части полуострова. Автомобильная трасса, ведущая к вершине горы Ай-Петри, представляет собой горный серпантин, обрамленный густыми лесами. Именно здесь закончилась погоня из фильма «Кавказская пленница». На этой тропе были отсняты кадры, где машина застывает на краю пропасти, а Шурик успевает достать из нее связанную Нину. Так что картину правильнее было бы назвать «Крымской пленницей». Серпантин, почти незаметно набирая высоту, влечет нас к цели.

Водитель высадил нашу группу у подножия, дальше надо пешком. Путь через лес оказался нелегким, тропинка завалена валунами, которые еще довольно скользкие. Что удивительно, сопровождавший нас экскурсовод ступал по камням босыми ногами. Оказалось, что именно «такая обувь» будет самой безопасной и удобной для подъема к вершине.

Кое-где попадаются скамеечки. А иногда даже продавцы вина, сувениров и чурчхелы. Кто-то посчитает их навязчивыми, но, по-моему, они просто невероятно тренированные продавцы, которые работают здесь каждый день без выходных и праздников и не дадут вам заскучать и оголодать.

Тридцать минут беспрерывного подъема — и вот перед нами открывается великолепный вид на ялтинское побережье. Запомнить высоту Ай-Петри оказалось легко — она составляет 1234 метра.

Между зубцами вершин я заметила подвесной мост, по которому ходили фигурки туристов, а кто-то даже успевал фотографироваться. Слабоумие или отвага? От меня это потребовало отваги — пройти над ущельем глубиной в полтора километра. Я спонтанно решила побороть страх высоты и за пять минут прошла инструктаж.

Ну что? Делаем первый шаг. Только представьте, между деревянными ступеньками моста довольно широкое расстояние. Перила кажутся весьма непрочными. Пока я медленно начинаю путь, ветер начинает раскачивать мост. А он и без того покачивался от шагов тех, кто идет впереди. Я со всей силы вцепляюсь в трос, как будто он меня удержит от падения в пропасть… Eще несколько шагов… И вот я снова на твердой поверхности. Весь путь занял от силы 10-15 минут. Сама конструкция моста создает больше пугающего эффекта, нежели высота.

Где заканчивается Крым

Конечной точкой нашей экскурсии стал пригород Севастополя, а именно Балаклавская бухта. Об этом месте мне практически ничего не было известно, теперь я стараюсь ухватывать на лету все слова экскурсовода, однако это не так просто: я постоянно ловлю себя на том, что стою, раскрыв рот, завороженная красотой моря.

Мы доехали до набережной, с которой открывался вид на гавань меж крутых скал. Это маленькое поселение напомнило мне европейский средиземноморский городок — к причалам привязаны белоснежные яхты, набережная выложена плиткой, похожей на брусчатку, сама бухта очень живописна и глубоко врезана в сушу, окружена кукольными домиками и невысокими скалами. Мои предположения оказались верными, гид сказал, что через несколько лет Балаклавскую бухту будут реставрировать в стиле княжества Монако.

Следующим пунктом программы была морская прогулка. Нашу группу погрузили на яхту; пора отправляться. Но тут на палубу забегает девушка с фотокамерой и начинает щелкать ею, чтобы к концу экскурсии соорудить магнитики. Наконец отплываем. Веселый экскурсовод вещает об истории Балаклавы и ее бухты, рассказывая, что когда-то эта гавань служила пристанищем пиратам, о ней даже упоминал Гомер. Мы неспешно выплывали из гавани в открытое море. Жаль, что дельфины встречаются здесь лишь зимой, встретиться с ними не получилось. Крайняя точка нашего маршрута — мыс Айя, дальше Турция. Считается, что во время своего путешествия на полуостров Eкатерина II купалась на этом мысе. Эта легенда породила традицию: теперь незамужние девушки спешат нырнуть с одной из скал побережья, чтобы попрощаться с одиночеством. Так сказал экскурсовод, но подтверждения его словам я не смогла найти ни в одном источнике.

В самой Балаклаве мы прогулялись по миниатюрной набережной (вечером тут повсюду рыбаки и котики). Мы тихо попрощались с гаванью и снова тронулись в обратный путь на запад Крыма.

Мы поняли и решили для себя, что обязательно нужно приехать на южное побережье Крыма еще раз. И не только на экскурсию, а провести здесь несколько дней. Уже вернувшись домой, я посчитала, что за десять дней в Крыму сделала более 600 снимков.

«… В сотый раз я пожалел, что не родился художником. Надо было в красках передать эту геологическую поэму. В тысячный раз я почувствовал вялость человеческой речи».

Константин Паустовский

ФОТО АВТОРА

***
фото: Мыс Тарханкут;Балаклавская бухта.