X

  • 28 Март
  • 2024 года
  • № 32
  • 5531

О горы, горы всех лучше в мире

За неделю в Сочи мне удалось многое. Я пила глинтвейн на вершине горы, а за моей спиной катались сноубордисты (и это при том, что внизу температура достигала +30).

Мне довелось прогуляться по морю на маленьком катере (который его капитан упрямо называл яхтой). На корме очень удобный лежак, с него приятно смотреть на звезды, а если повернуть голову к берегу, открывается вид на ночной Сочи и фейерверки на набережной. Я даже каталась на родельбане — это санки, катание на которых представляет собой симбиоз санного бобслея и рельсовых американских горок. Ты садишься в санки и катишься по рельсам вниз со склона горы — с резкими поворотами, кольцами и прочими радостями аттракциона. Но ничто не напугает и не удивит вас так, как сочинское частное такси…

Здесь вам не Eвропа, здесь климат иной

Голубоглазый, загоревший почти до черноты таксист Андраник собирает туристов на курорт «Роза Хутор» по всем популярным остановкам. Eму тяжело соревноваться с такси вроде «Яндекс», «Uber» или «Везет», они буквально выживают частников. Поэтому цену на услуги своего мини-автобуса он называет демократичную — дешевле, чем на знаменитой «Ласточке». Я забираюсь к нему в машину, потому что опаздываю на электричку, а следующая только через три часа. Голос из магнитолы поет «Армения, моя Армения», на лобовом стекле красуется флаг этой прекрасной страны. Видя, что я пристегиваюсь, Андраник непонимающе хмурится:

— Да тут не будет этих! (очевидно, имеются в виду работники ДПС — И.И.), — ободряюще говорит он мне.

— Я на всякий случай, — отвечаю с улыбкой.

— А-а-а, — обиженно тянет Андраник. — Не доверяешь. Да я эти горы как свои пальцы знаю!

Пусть и по очень качественным, но все-таки горным дорогам Андраник гонит с неоправданной скоростью, при этом рулит только одной рукой, другой держит телефон, по которому общается со своими многочисленными знакомыми. А меня обдувает ветер из открытых окон, так что прической я скоро начинаю напоминать Альберта Эйнштейна с известного портрета. Как добрались, помню с трудом, но, кажется, я обзавелась первыми седыми волосами, что, впрочем, лишь усилило мое сходство с великим ученым. Зато примчались мы на «Розу Хутор» раньше, чем скоростная «Ласточка», на которую я опоздала.

В Сочи вложено много денег и сил, чтобы превратить город в европейский курорт. Особенно это заметно по горам Красной поляны. Тут сымитировали даже архитектуру. И Олимпийская деревня со стороны мало чем отличается от того, что изображается на открытках с Альпийской деревней. Красота неописуемая, ее действительно лучше один раз увидеть. Узкие пешеходные улочки, аллеи, магазинчики, пряничные домики-отели — все это на фоне могучих гор. Дышать здесь хочется полной грудью — воздух свежий и чистый. Обеспечена инклюзивная среда. Сувенирами торгует приятная девушка с ДЦП. На склонах можно встретить загорелых сноубордистов, которые радостно сверкают белоснежными улыбками. Маленький угол Eвропы в лучшем ее понимании.

Но то и дело в Сочи проскальзывает уникальный колорит. Официанты считают, что вы пришли к ним в гости, а они вас по доброте душевной угощают, так что придирчивых вредин здесь не жалуют, закатывают глаза и тихонько жалуются другим клиентам.

Сочинские бабушки любят поговорить обо всем на свете, но чаще о себе — при этом молодые люди должны с уважением их выслушивать и не дай бог поспорить! Зато если вы будете достаточно милы, вас обязательно чем-нибудь угостят.

В торговых рядах у вас могут по-приятельски попросить: «Торговля сегодня что-то совсем не идет, ну возьми хоть ты сувенир, жалко тебе, что ли?»

Изредка по центральным пляжам бегают мальчишки, выкрикивая в мегафон стихи: «Когда по волнам летишь, не страшны ни волк, ни летучая мышь!» Это реклама прогулки на бананах. При чем здесь летучая мышь и тем более волк, я тоже не знаю. Вообще сочинцы — ребята с юмором. Даже в выхолощенных под Eвропу горах случается всякое. Например, на вас в самые неподходящие моменты (когда вы орете на родельбане или едите мороженое на открытом канатном подъемнике) выскакивает фотограф. С криком «Красивое фото на фоне гор!» Криком он, видимо, дополнительно вас пугает, чтобы фото уж точно получилось эффектным. Выкупить это чудо вы можете за 300 рублей.

И именно за этим колоритом и стоит отправиться в Сочи. Ведь имитация Eвропы остается имитацией. А Сочи — это неповторимый оригинал, который вы больше нигде в мире не увидите. И, возможно, скоро его не останется даже здесь — город активно меняется и становится клиентоориентированным. Так что назад я тоже поехала на микроавтобусе Андраника, поддерживая местный малый бизнес. Надежно пристегнувшись и глубоко вдавив себя в кресло.

Туризм против коронавируса

В Сочи ходит популярный анекдот, основанный на реальных событиях. Говорят, что к 9 мая в центре повесили огромный плакат «Сочи — город-госпиталь». Горожане возмутились: «Это вы к нам хотите коронавирусных привезти?! Не допустим! Пусть по домам сидят!» Говорят даже, случился скандал, а администрации пришлось объясняться. Но это было в мае. В начале июля, когда я оказалась в городе, туристов иначе как «любимые наши» не называли. Туристический сезон начался поздно, и для города-курорта это стало большим ударом.

Что же с безопасностью и профилактикой? Eсли вы решите отправиться отдохнуть, то риски на самом деле большие. За все время температуру у меня проверили два раза. Первый — в Тюмени при входе в аэропорт. Второй — на курорте «Роза Хутор». Там по громкоговорителям бургомистр курорта регулярно просит соблюдать меры предосторожности и беречь себя. Некоторые туристы и весь персонал носят маски.

При входе в любой аэропорт (я летала с пересадкой в Москве) вас также попросят надеть маску. Но в самолет люди набиваются очень тесно, свободных мест нет — и вот там многие пассажиры маски снимают.

В самом Сочи вас везде и всюду пускают без средств защиты. Eще закрыты парки аттракционов, музеи и кинотеатры. Все остальные общественные места доступны. Для туристов открыт знаменитый уникальный дендрарий, парк Ривьера, Олимпийский парк с поющими фонтанами, дельфинарии, многочисленные пляжи и экскурсии.

Но по приезду с курорта не помешает устроить себе добровольный двухнедельный карантин.

Полюбить Сочи как родной

Что вам нужно знать о сочинцах, так это то, что они очень конкурентные. Экскурсовод Валера, останавливая нас на точке под Скай-парком, где можно сделать красивое фото, предупреждает:

— К вам подойдут два дурня с обезьяной и орлом. Скажут «бесплатное фото». Ничего бесплатно в Сочи не делают, — заговорщически говорит он. — Держитесь от них подальше. Особенно от обезьяны.

Скайпарк — это мост, прокинутый над ущельем. По нему можно прогуляться, проехать на троллейбусе или прыгнуть с него с тарзанкой. Чтобы понимать масштабы — прыгнувшие с тарзанкой внизу едва различимы, напоминают мошек на нитке. Но обезьяна действительно оказалась страшнее. Она садится незадачливым туристам на голову и не слезает, пока те не согласятся сделать фото.

На самом деле в Сочи вообще не слишком принято рекомендовать кого-то, кроме себя самого. Конкуренция за туристов здесь большая. Несмотря на это, любой сочинец обязательно направит вас в дендрарий. Это огромный сад на склоне горы, который создал Сергей Худеков для своей жены Надежды. Сад — собрание самых редких растений со всей планеты. А вилла Надежда — красивейший итальянский замок, затерянный среди экзотической зелени. Здесь свободно гуляют павлины, в озерцах японского сада плавают карпы, а в озерах внизу — белые и черные лебеди. Но дендрарий переживает не лучшие времена. Eсли смотреть на него сверху, то можно увидеть, что растения болеют. Дендрарию нужны деньги — поэтому сочинцы зазывают в него туристов.

— Спасибо, что сходили в наш парк, — узнав, что я уже гуляла там, говорит Валера. — Бывайте там чаще!

Сочинцы большие патриоты своего города. И, как говорят, большие фанаты своего нового мэра. Тот принялся развивать городские пространства не только в туристических зонах, но и в центральном Сочи. Была реконструирована набережная реки. Очищено русло, уложена тактильная плитка, набережная стала шире, появились детские и спортивные площадки, — в общем, теперь это классное общественное пространство для горожан. В этом году реконструкцию пережил и пляж Ривьера: на нем появилась набережная с амфитеатром, где проходят бесплатные концерты. На пляже развлечения, зоны для отдыха, к тому же здесь чистят линию прибоя, так что по утрам вода прозрачная. И этот пляж получил «Голубой флаг» — международную награду, которая достается лучшим пляжам мира. В Сочи — это первый пляж, заслуживший флаг.

Рядом с Ривьерой, на другой стороне реки, находится знаменитый сочинский порт. Там стоят величественные яхты. По легенде одна из них принадлежит Дмитрию Медведеву, а другая «и вовсе»… Местные уверены, что это любимый курорт всех богатых и знаменитых людей России. Порт тоже благоустроен. Сочинцы называют его Ниццей. На берегу Ниццы я познакомилась с рыбачкой и ее котом. Кот лениво любуется белоснежными бортами яхт и ест выловленную хозяйкой свежую рыбку.

— С каждым годом у нас становится все красивее, — уверенно говорит женщина. — Переезжают к нам многие. Но это понятно. Стоит побывать в Сочи, так сразу в него влюбишься, правда?

Осматривая порозовевший в лучах заката порт и слушая умиротворяющий шум волн, я согласно киваю. Город трудно не полюбить. Особенно его горнолыжные курорты. Встретить закат на вершине горы — это будто нырнуть в картину Рериха. Впрочем, рассвет на морском пляже ничем не уступает. А главное, все это такое родное и колоритное.

ФОТО АВТОРА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта