X

  • 28 Март
  • 2024 года
  • № 32
  • 5531

Как мы становимся тюменцами

Сегодня мы достаточно мобильны — переезд в более крупные города ради, например, образования уже не подвиг Михаила Ломоносова, а проза жизни. Мы часто кочуем. Но в какой момент из гостя превращаемся в москвича или тюменца?

Возможно, когда идем мимо разрушающегося памятника архитектуры и чувствуем, как внутри начинает тянуть так, будто исчезает с лица земли наше родовое поместье и память о наших предках. Когда становится интересна история города и его судьба, его озеленение и чистота, комфорт и внешний вид.

С каждым годом тюменцев становится все больше. И я не только о численном приросте населения, а о тех неравнодушных, кто борется за сохранение старых зданий.

Деревянное зодчество

Недавно Владимир Кисарев, куратор «Том Сойер феста» (ребята бесплатно восстанавливают старые деревянные дома, не имеющие статуса памятника архитектуры), предложил всем желающим прогуляться с ним до «нового домика». Этот домик под номером 12 на улице Свободы волонтеры собираются начать восстанавливать в июне, как только привезут нужные материалы от спонсоров.

Гуляем мы онлайн, чтобы не рисковать здоровьем. Картинка на экране немного дрожит, и от этого кружится голова. Просто Владимиру не терпится показать сразу все:

— Вот тут, у дома ворон (так Владимир называет строительный институт ТИУ за то, что под крышей у него живут птицы — И.И.), когда-то находился Дунькин сад, — камера телефона переключается со здания на Никольскую площадь. — Дунькин сад в первую очередь известен самой тетей Дуней…

Владимир пересказывает легенду о женщине, будто бы работавшей здесь дворником в 30-е годы и так по-хозяйски любившей сад, что в народе его прозвали Дунькиным. Eще в саду стояли скульптуры в духе соцреализма. Их можно встретить даже на кадрах любительской киносъемки 1970 годов, волонтеры эти кадры нашли. Теперь они пытаются найти и сами скульптуры. Хотят продолжить дело тети Дуни и если сохранить не сам сад, то хотя бы память о нем.

— А вот тут внизу были баржи, — камера снова резко перемещается на этот раз к речке. — На них проходили вечера танцев.

Волонтеры также раскопали сведения, как эти танцы прекратились: в 1944 году с образованием Тюменской области в здании нынешнего строительного института ТИУ разместился областной комитет ВКП(б). Рядом с этой серьезной организацией увеселительные мероприятия посчитали неуместными. Лестницу и танцплощадку разобрали. Сад остался, но былая популярность его развеялась.

За небольшой промежуток пути от остановки «Строительный институт ТИУ» до улицы Свободы Владимир проводит полноценную экскурсию с углублением в архитектурные особенности района. А у нужного нам «домика» рассказывает, какие работы запланированы. В этот раз волонтеры замахнулись даже привести в порядок часть улицы. Мечтают починить прохудившуюся крышу — и уже собирают на это деньги. Нужно 150 тысяч рублей. Работников, готовых чинить крышу бесплатно, уже нашли.

Трудно поверить, но Владимир приехал в Тюмень недавно — учиться. Просто полюбил город, когда забрел однажды в старые деревянные кварталы. И понял, что готов побороться за их сохранение. Владимир предлагает каждому прогуляться по этим улицам и увидеть настоящую Тюмень.

А работы на улице Свободы начнутся вот-вот.

— Мы будем соблюдать все меры безопасности, социальную дистанцию, маски, чистоту. Но мы обязательно придумаем, как сохранить ту дружескую, свободную атмосферу, наши чаепития, за которые вы, возможно, любите «Том Сойер фест», — обещает Владимир.

Ребята отреставрируют фасад здания, деревянные резные элементы, забор, восстановят наличники. К ним можно присоединиться на любом этапе.

Круглая баня

Когда круглую баню лишили статуса памятника и заговорили о строительстве на ее месте многоуровневой парковки (это было в 2012 году), общественность возмутилась. Оказалось, что баню многие любят. Ценят как память о разных временах — собственном детстве или военных годах — или как память о советском конструктивизме.

Каждый боролся за нее по-своему. В нашей газете был опубликован мониторинг, где большинство опрошенных горожан высказались против сноса. Были и смешные акции, трое активистов вышли к бане голышом, прикрывшись только табличками: «Хватит раздевать исторический центр».

В результате долгих обсуждений и споров статус памятника бане вернули — в 2019 году. Тогда же появился арендатор. Предприниматель Eвгений Гудов в родном Санкт-Петербурге из подобного здания сделал планетарий, совмещенный с научно-культурным центром. Решил он воплотить подобный проект и у нас.

Юлия Старцева, Денис Моргунов

Eвгений вообще человек креативный: когда в Санкт-Петербурге разрешили богослужения в храмах, он объявил свой планетарий храмом науки.

— На самом деле, когда «ленинскую баню» только начинали строить, архитектор хотел добавить к ней купол, — рассказывает Eкатерина Журавлева, архитектор, культуролог и градозащитник. — Так что строительство планетария может стать своеобразным воплощением мечты того архитектора.

Eкатерина давно борется за сохранение бани. Рассказывает, что баню особенно любят иностранцы и не понимают, почему этот уникальный объект, буквально изюминка города, в таком состоянии.

— После того как «девчонку сосватали», жить мне стало в разы спокойнее. Внешне на ее облике это пока не отразилось, но Eвгений Гудов говорит, что поводов переживать нет. Верим на слово, но одним глазом продолжаем наблюдать, — говорит Журавлева.

Набережная

Недавно у нашей набережной появился собственный профиль в Инстаграме (и больше тысячи подписчиков). Здесь она делится своими мыслями — рассказывает, как скучает по прохожим, говорит, что хотела бы «Алые паруса» для наших выпускников, а еще дает понять блогеру Варламову, что на его критику не обиделась.

Напомню, Варламов критиковал набережную в первую очередь за неэффективное использование пространства. На набережной, по его мнению, можно только ходить туда- сюда. Даже присесть удобно негде, не то что дотронуться до воды или чем-то себя занять.

Набережная пропустила это мимо ушей (образно говоря), а вот молодежные сообщества приняли к сведению. Мультицентр «Контора пароходства» хочет сделать территорию вокруг своего здания зоной различной активности и комфортного отдыха. И призывает горожан делиться идеями.

— Запущен образовательный проект, — объясняют в «Конторе пароходства». — Мы соберем предложения горожан, они будут проработаны на общественных обсуждениях. В качестве экспертов и кураторов процесса пригласили членов архитектурной студии «Orchestra Design». В архитектурной среде это называется соучаствующим проектированием.

На самом деле объектов и вопросов, к которым горожане проявляют соучастие, много. И становится больше. И все больше людей, кто говорит о себе: «Я тюменец».

***
фото: Дом N 12 по улице Свободы ;Здесь можно сделать зону для комфортного отдыха.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта