X

  • 19 Апрель
  • 2024 года
  • № 42
  • 5541

Счастливый случай с торпедным катером

Музей истории науки и техники Зауралья ТИУ пополнился макетами торпедных катеров Г-5 и Г-5 123-бис «Комсомолец».

Музей почти полвека назад организовал Виктор Копылов. Будучи ректором, Виктор Eфимович в поисках интересных артефактов объездил всю страну — от Санкт-Петербурга, или тогда Ленинграда, до Дальнего Востока, вложил в создание экспозиции много личных средств. Не меньше сил потребовалось ему, чтобы систематизировать, сохранить все найденное.

Значительная часть экспозиции посвящена тюменским предприятиям, эвакуированным в наш город во время Великой Отечественной войны.

— В годы войны на базе судостроительной верфи был создан завод N 639, в состав которого вошли эвакуированные Ленинградский завод N 363, Московский завод N 445, Керченский завод N 532, катеростроительный цех N 7 Херсонского завода Коминтерна, часть оборудования Рыбинского завода N 194 имени Марти, Зеленодольского завода N 340, — рассказывает Мария Почежерцева, исполняющая обязанности директора НИИ истории науки и техники Зауралья. — В ноябре 1941 года в состав завода вошел и судоремонтный завод Ильича. С первых дней войны он перешел на выпуск корпусов мин калибра 50 и 82 мм, боеголовок к реактивным снарядам М-13, полупонтонов с верхним металлическим покрытием. С 1942 года здесь начали производить и торпедные катера Г-5 и Г-5 123бис «Комсомолец».

— На судостроительном заводе производили торпедные катера — Г-5 123-бис или «Комсомолец» и катер Г-5, который один из первых стал выпускаться Туполевским авиационным бюро только потому, что для его производства уже был конструкторский задел, — дополняет Вадим Вирченко. — Например, корму делали из поплавка для гидросамолета. Корпус катера был дюралевый, его перепрофилировали, установили два двигателя. Торпеды сбрасывались назад с кормы. Позже оказалось, что такой проект катера не очень удачный, в нем было много просчетов и недоделок, например, конструкция не предусматривала палубного пространства. В шторм вода захлестывала на палубу, и людей просто смывало. Потом, когда появилась возможность и промышленность набрала темп, стали выпускать «Комсомолец». Торпеды у него уже выстреливались вперед, на нем стояло три мощных двигателя, они позволяли развивать скорость до 80 километров и выдерживали трехбалльное волнение на море.

Эти катера воевали на Балтике, на Черном море, а заканчивали войну в Приморье на Тихом океане. На них наши десантники штурмовали острова Кунашир и Итуруп.

Как известно, один из таких катеров образца 1944 года, произведенных на Верхнекамском судостроительном комплексе, по просьбе тюменских ветеранов Великой Отечественной войны был недавно установлен в сквере Петра Потапова. Но это полномасштабная модель, ее в руках не подержишь, в музее всегда мечтали иметь в экспозиции уменьшенный макет. Помогла счастливая случайность.

— В начале этого года меня пригласили в Асбест, где в одной из школ открылся музей разведчика Николая Кузнецова, — рассказывает Вирченко. — Кузнецов никогда в этих краях не был, но в школе решили, что дети должны знать историю таких героев и организовали музей. На открытии экспозиции ко мне подошел высокий седой мужчина, сказал, что зовут его Александр Александрович Гадюков, он моделист, инженер-энергетик, работал на Белоярской атомной станции и в Чернобыле. У нас возникла мысль сделать макеты торпедных катеров для музея ТИУ. Часть чертежей нам помогли найти сотрудники библиотеки, часть нашел он сам и за полтора месяца с помощью самых простых инструментов — сапожного ножа и отвертки — сделал первую модель катера «Комсомолец». Это кропотливая работа, но он сделал все безвозмездно. Где вы сейчас таких людей найдете? Сделал и передал нам готовую модель. Потом нашел чертежи второго катера. Мы вручили ему благодарственное письмо ректора ТИУ и подарили хороший набор инструментов. Надеюсь, что наше сотрудничество продолжится.

Всего на тюменском судостроительном заводе в годы войны с 1942-го по 1944 год было выпущено 165 торпедных катеров.

***
фото: Вадим Вирченко передает модель катера Марии Почежерцевой.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта