X

  • 29 Март
  • 2024 года
  • № 33
  • 5532

Имя Крапивина как пароль

«Лето кончится не скоро» — так называется повесть Владислава Крапивина. Увы, это лето кончилось, и вместе с летом ушел от нас писатель. «Детство кончилось», — горестно сформулировал кто-то. Нет, наше детство продолжается — просто оно перешло к другим детям. Вместе с нашими любимыми книгами. Сегодня в нашу рубрику мы пригласили — не всех, но многих, — девчонок и мальчишек, выросших на этих книгах. Дали им слово.

Андрей Черепанов, фотограф: — Я познакомился с творчеством Владислава Петровича в четвертом классе. Мне подарил отец первое издание «Летящих сказок» — дух захватило сразу! Я читал взахлеб, не мог остановиться… Я до сих пор помню ощущение полета, честности, любви и веры в будущее.

Я Крапивина лично знаю! Десять лет назад пошли с корреспондентом брать у него интервью. Я взял с собой «Летящие сказки». Хотелось, чтобы Владислав Петрович оставил автограф именно на этой книге, тронувшей детское сердце.

Владислав Крапивин как раз был человеком, который писал для детей о детях. Писал через себя, много наблюдал и погружал реальных подростков в свои истории — все его герои живые. Во всех книжках Крапивина прослеживалась честность и доброта. Eго книги развивают детскую фантазию, поэтому я советую родителям знакомить своих детей с книгами нашего писателя. Желательно делать это с «Летящих сказок», потому что они закладывают определенный смысл в душу ребенка.

Считаю, что нужно по всем уголкам города сделать памятники из одуванчиков и тополей, посвященные Крапивину. Ведь он так сильно их любил.

Артем Фирсов, ведущий:

— Конечно, я читал книги Крапивина! Первой книгой стала «Тень Каравеллы». Читая «Тень Каравеллы», узнал, что можно путешествовать вместе с книжными героями. С первой строчки перенесся на другую планету. Романтика на всю жизнь!

Eлизавета Бондаренко, студентка отделения журналистики:

— Жизнь весьма несправедливая штука. Очень жаль, что от нас уходят такие талантливые люди. Я выросла на книгах Владислава Крапивина — родители на какой- то праздник подарили «Брат, которому семь».

Ирина Яблокова, искусствовед:

— Мне трудно писать о такой потере. Личной потере. Слова застревают внутри. «Лето кончится не скоро». Но вот оно кончилось, оборвалось, и хотя разум в который раз шепчет о неизбежности, но сердце по-детски упрямо не хочет этому верить. Владислав Петрович был для меня больше чем просто хорошим писателем, он был Посланцем, Летчиком для Особых Поручений. Особых! Он своим летучим воображением создал целый мир, крапивинскую Вселенную, в которой было все — добро и зло, низость и благородство, взаимовыручка и крепкая дружба, было горе, и была смерть. И мы учились жить по его книгам, верить в добро и справедливость и отстаивать их, верить в себя и друзей. Крапивин научил нас еще ценить чувство собственного достоинства. Могу сказать, что с крапивинскими ценностями жить непросто. Но сам писатель не изменял себе ни в творчестве, ни в жизни. В том и заключалось его главное Особое Поручение — все, о чем он писал в своих «летящих сказках». Eго книги, его герои и характеры разлетелись по миру, и если собрать всех заряженных Крапивиным (можно и зараженных), то получится не то что Город, а та самая Вселенная, живущая по особым законам Человечности.

Никогда не забуду, как на заре моего знакомства с книгами Крапивина (это был 5-6-й класс) появилась у меня книжка о первых годах жизни отряда «Каравелла». Книга называлась «Чем крепче ветер» (Свердловск, 1972). Да простят меня все библиотекари мира, но признаюсь — я эту книгу взяла в библиотеке в пионерлагере, а потом просто не вернула ее, спрятала. Потому что сразу почувствовала, что книжка эта не на один день, а на всю жизнь. Она и сейчас в моей библиотеке занимает особое место. А уже потом в шестом классе судьба занесла меня в секцию фехтования, были поездки в «Каравеллу», на праздники и фехтовальные турниры. Это было время неописуемого счастья! Потом и в Тюмени появились яхты, паруса, барабанщики, походы и песенные вечера — так родился мушкетерский клуб «Искра», затем Первый скаутский отряд Тюмени. Так что в его родном городе, где сегодня уже почти не осталось старых улочек, заросших тополями и лопухами, все-таки сохраняются плоды его творчества. Каждый, кто знаком с парусами, любит хороший ветер. Вот прошел август — «месяц ветров», и Владислав Петрович, наверно, сейчас отлетает за ним вдогонку (он же Летчик!) — в «ту сторону, где ветер», чтобы поймать его своими парусами. Свежего ветра, Командор!

Александра Князева, начальник отдела Инвестиционного агентства Тюменской области:

— Я до сих пор храню книги Владислава Крапивина, которыми просто зачитывалась в детстве. Хоть там в основном о мальчишках, но я представляла себя на месте героев и думала: ну почему не со мной такие вот приключения, мне тоже хотелось в них участвовать. Там всегда есть ненавязчивый, но глубокий философский смысл. Какие-то важные вещи, которые ложатся в основу характера. Эти книги учат дружбе и доброте. У меня пока еще маленькая дочка, но как подрастет, обязательно буду читать ей эти книги.

Анна Пестова, ученый секретарь ТИУ:

— Одной из моих любимых книг и, пожалуй, даже в юности был сборник «Летящие сказки». «Мушкетер и фея», «Мальчик со шпагой», «Оруженосец Кашка» — эти произведения оставили след в моей жизни. Но самый глубокий — «Дети синего фламинго». С одной стороны, ты понимаешь, что это сказка, но с другой стороны — она такая реалистичная, что я и сейчас — спустя несколько десятков лет — готова плакать, когда Юлька возвращается домой и кричит через весь двор: «Мама, я вернулся, я пришел!» И я рада, что моя дочь тоже в этом году открыла для себя Крапивина. Пока ей десять лет, она начала с «Мальчика со шпагой».

Вадим Шарапов (Лейт), писатель:

— Командор ушел. В добрый путь. Я уверен, что где-то там, в глубине Великого Кристалла, у голубятни на желтой поляне, его уже встретили все, про кого он писал. А здесь — остались те, для кого он писал.

Анна Морозова, руководитель АСО PRимер:

— Когда узнала, что Владислава Петровича не стало, горевала несколько дней. С его творчеством я познакомилась лет в 10-11. Мы жили в райцентре, тогда хорошие книги были в дефиците, а к нам много книг привозили. Я любила читать. И вот однажды увидела книгу «Алые перья стрел». Купила, у меня были карманные деньги. Прочитала в тот же день и буквально заболела. Пошла в школьную библиотеку, там была подписка на журнал «Пионер», в нем Крапивина печатали. И я охотилась за каждым свежим номером, библиотекарь уже откладывала журнал специально для меня. Да, я прочитала все книги Владислава Крапивина. Один раз была на встрече с писателем в детской библиотеке Лагунова. Это было в 2003 году. Он встречался с детьми, отвечал на их вопросы, а я была уже взрослая, но пошла встретиться с любимым автором. Владислав Петрович был веселый, энергичный. Меня поразили его глаза — синие, как море.

Eсть одна история, связанная с книгой «Острова и капитаны», у меня был этот двухтомник в юности. Но, когда я уезжала из дома, он куда-то пропал. Книга очень сильная, серьезная. Я ее впервые прочитала в 13-14 лет. Очень жалела о ее пропаже. И вот не так давно захожу в библиотеку и спрашиваю, есть ли у них эта книга Средне- уральского книжного издательства 1988 года. Говорят: есть, мы ее как раз собрались списывать. Я выпросила, так ко мне вернулась эта книга, правда, сильно потрепанная, зачитанная, но зато то самое издание.

Наталья Музыро, педагог:

— Я не из тех, кто вырос на книгах Крапивина, я жила и училась в Кемеровской области, где о писателе почти ничего не говорили. Когда я впервые поехала вожатой в лагерь «Алые паруса», руководитель смены попросила нас прочитать «Заставу на Якорном поле». С этого все началось. «Колыбельная для брата», «Валькины друзья и паруса», «Та сторона, где ветер», «Трое с площади Карронад» (кстати, после этого произведения я стала мечтать побывать в Севастополе — и я побывала). Я, к сожалению, никогда не встречалась с писателем, но знаю, что он видел мой рисунок «Застава на Якорном поле», который я рисовала как раз на смене в 2008 году. Но мне посчастливилось познакомиться с его внучкой Дарьей и невесткой Ларисой, они приезжали к нам на семинар для организаторов загородного отдыха. Потом появилась идея проекта сити-квеста «Мы читаем книги Крапивина». Мне хотелось, чтобы дети не только знали писателя, читали его произведения, но и смогли посмотреть на родной город глазами Крапивина. Так даже называлась серия открыток, выпущенных в рамках проекта. Заключительным мероприятием стал спектакль по мотивам произведений, который показали 1 сентября в «Космосе» год назад.

Никита Тульвинский, 12 лет:

— Я ведь его прям видел в Тюмени! Он мне даже руку пожал! Мне мама покупала его книжки, а я очень сильно люблю читать, хочу быть очень умным, как рыцарь. Мне нравятся его произведения, знаете, они не такие детские, а серьезные, мне вот это нравится. Eще в лагерь ездил на смену по его книге, но я ее к тому времени читал и всем уже рассказывал, что там будет. Я в честь него сделал небольшой кораблик и пустил по Туре, надеясь, что он его увидит.

Анастасия Васильева, 11 лет:

— Жизнь какая-то злая. Вот в книжках Крапивина все хорошо, весело, мне говорили, что эта книжка не для девчонок, но я сама решаю, какие книжки мне подходят. Я больше всего люблю «Звезды под дождем», я ее своей младшей сестре читаю, чтоб она такой, как я, выросла. Мы с ней вместе потом делали кораблики и запускали их по ручью, чтобы Крапивин знал, что он молодец.

ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта