X

  • 19 Апрель
  • 2024 года
  • № 42
  • 5541

Сорок пять минут, которые надо прожить достойно

Лидия Аркадьевна Щербакова 37 лет работала школьным учителем математики. Хотя школьницей математику не любила. Такой парадокс.

— До седьмого класса для меня это была наука непонятная, пока к нам в Карасульскую школу, это в Ишимском районе, по распределению после пединститута не пришла молодая учительница, — рассказывает Лидия Аркадьевна. — На уроках Людмилы Владимировны математика для меня стала открываться совсем с другой стороны! Я даже не поверила, что это может быть так просто и так увлекательно. Алгебра и геометрия стали самыми любимыми предметами, а в десятом я уже участвовала в олимпиадах.

Потом, много позже, Лидия Аркадьевна нашла свою любимую учительницу в соцсетях: оказывается, та сейчас работает на Камчатке, стала заслуженным учителем РФ. Людмила Владимировна написала, что хорошо помнит своих первых учеников и маленькую Лиду, гордится ею.

— В старших классах я уже не сомневалась, что пойду поступать на матфак, — продолжает рассказ Лидия Аркадьевна. — Подала документы в Тюменский университет. Тогда матфак ТГУ только формировался, сюда пригласили работать лучших преподавателей со всей страны. Это были интеллигентнейшие люди. Просто космос какой- то! Плохо учиться в таких условиях было просто невозможно. Куратором нашей группы на первом курсе был Владимир Николаевич Александров, он приехал в Тюмень из Донецка, вел у нас программирование. Он до сих пор у меня перед глазами, у нас его все просто обожали — умнейший, тактичный человек, прекрасный лектор. Тогда те, кто занимался ЭВМ, вообще считались небожителями, ведь эти технологии только начинали развиваться. Ученые университета в то время не только готовили студентов, но и проводили сложнейшие вычисления по перспективам разработки нефтяных и газовых месторождений. Сделанные тогда прогнозы позволили составить планы освоения скважин на много лет вперед. И мы были рядом с этими людьми!

По окончании вуза Лидия Аркадьевна в школу идти не планировала, выбрала место по распределению, но в самом гонце учебного года на факультет позвонили из школы N 21 и попросили прислать на практику студентку, потому что учитель математики ушла в декретный отпуск. Дипломная работа к тому времени у нее была готова, и она подумала: почему бы не поработать в школе пару месяцев? Но пара месяцев растянулась на 37 лет, из них 30 лет работала завучем. Классным руководителем, правда, была только один раз, тем ребятам уже под пятьдесят, но они до сих пор поддерживают связь.

— Мне очень повезло с учениками, — говорит Лидия Аркадьевна. — Среди них было много талантливых ребят, хотя талант не всегда проявлялся сразу. Бывает, что дар к математике у человека чуть ли не с пеленок, но таких вундеркиндов — единицы на тысячу. В основном способности развиваются. В любой науке, в любом деле есть и звездочки, которым все легко дается, и трудяги.

Математика, на ее взгляд, предмет, который невозможно полюбить только на уроке. Ведь за 45 минут всего не расскажешь, не успеешь увлечь математическими парадоксами, доказательствами-софизмами — в треугольнике все углы прямые, что дважды два равно пять и другие, их много. Ученик ищет ошибку в рассуждениях, пытается понять — как так? Этого же не может быть!

Часто ученик влюбляется в предмет и благодаря харизме учителя. В школе N 21 был такой педагог — Раиса Eфремовна Текутьева. Она никогда не повышала голоса, но на ее уроках царила абсолютная тишина, замолкали даже отъявленные бунтари. Она что-то такое оставляла в душах учеников, что ее с благодарностью и восхищением вспоминают многие десятилетия спустя.

— Сейчас образование называют услугой, юридически это так, — говорит Лидия Аркадьевна. — Но тут уж как учитель для себя решит — оказывает он услугу или выполняет миссию. Родителям и своим коллегам я так говорила: что такое 45 минут урока? Это 45 минут жизни, которую учитель проводит вместе с детьми. И эти 45 минут надо прожить достойно. Eсли я хочу, чтобы моя жизнь и жизнь моих детей была интересной, то сделаю для этого все возможное.

— Когда смотришь конкурс «Учитель года», невозможно не восхищаться, какая талантливая молодежь идет в педагогику, сколько у них идей! — восклицает Лидия Аркадьевна. — Никогда и никакой робот не сможет заменить живое общение учителя с учениками.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото: Лидия Аркадьевна со своими олимпиадниками Женей Самариным и Мишей Федоровым.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта