X

  • 28 Март
  • 2024 года
  • № 32
  • 5531

Большая сила предполагает большую ответственность

Поправки в закон о полиции вызвали обсуждение. Права полицейских значительно расширяются, в том числе появляется больше оснований для применения огнестрельного оружия.

Об этих поправках мы говорим с Ярославом Ильиным, заместителем председателя общественного совета при УМВД России по Тюменской области, юристом.

Проект закона предлагает разрешить полицейскому представляться уже после пресечения преступления, если жизни полицейского или других граждан что-то угрожает, а также при необходимости пресечения преступления или административного правонарушения либо для преследования того, кто преступление совершил.

— Для иллюстрации я приведу случай, который недавно обсуждался в интернете, — рассказывает Ярослав Ильин. — Сотрудник полиции (это в другом регионе было) приехал по вызову: сообщили, что в магазине находится неадекватный человек с ножом. На месте информация подтвердилась. Сотрудник полиции был с автоматом, ему навстречу шагнул мужчина с ножом. Полицейский множество раз просил его бросить нож, но тот пошел в атаку, и полицейский ранил его в ногу. Преднамеренно, чтобы не убить, а обезвредить. Разве в такой ситуации самым важным было представиться? Он мог сделать это и после того, как обезвредил нападавшего.

Куда более беспокоит поправка о применении огнестрельного оружия. Сейчас полицейский имеет право стрелять, если задерживаемый приближается, сокращая названное ему расстояние, или касается его огнестрельного оружия. Поправки предлагают расширить перечень обстоятельств: когда задерживаемое лицо пытается совершить иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции. Трактовка получается широкой, что значит «дающие основания расценить»?

— На сегодняшний день оценочно-субъективный способ вычисления угрозы уже существует. Здесь очень много зависит от добросовестности полицейского. Конечно, он должен в первую очередь исходить из прав граждан. Права эти никто не отменял. Они закреплены в законодательстве, — поясняет Ярослав Владимирович. — Здесь сотруднику полиции попытались дать защиту, поскольку часты ситуации, когда он боится применить табельное оружие, хотя должен. Это, конечно, хорошо, сдерживающий фактор от необдуманных решений. С другой стороны, если он не может обеспечить безопасность граждан, то зачем он нужен? Но мы говорим о том, что сотрудник полиции априори должен действовать добросовестно и разумно.

Тем не менее широкая трактовка дает возможность для злоупотреблений. И в применении огнестрельного оружия, и в возможности сотрудника полиции ворваться в дом или вскрыть автомобиль. Так, причиной вскрытия автомобиля может стать необходимость задержания граждан, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших преступление. И в квартиру, в дом или на земельный участок сотрудники полиции смогут попасть по той же причине.

— Должна быть слаженная работа всех звеньев цепи. Чтобы не остался какой-то отдельный сотрудник полиции выпавшим из этой системы контроля и ответственности за свои действия, — говорит Ильин. — Когда он самовольно принял решение о применении мер, которые не соответствуют угрозе. Это мы говорим о применении оружия, о вскрытии транспортных средств. Или кажется разумным, что сотрудник полиции имеет право проникать на территории, где скрывается преступник. Но предположим, если есть недостоверная информация, что в вашей квартире скрывается бандит. Кто-то им анонимно позвонил на телефон доверия, и они к вам пришли, дверь выломали. Я уверен, что это крайности, единичные ситуации. Но они возможны. Сотрудник полиции после вам скажет, что информацию проверял, у него были основания. А ремонт, установку двери кто оплачивать будет? Таким образом, могут быть нарушены конституционные права и свободы граждан.

Чтобы избежать опасности безответственного и недобросовестного отношения некоторых сотрудников полиции к своим широким правам, Ярослав Ильин предлагает закрепить в федеральном законе норму об использовании видеорегистраторов, которые в обязательном порядке должны быть размещены на каждом сотруднике, что идет работать с людьми.

— Видеорегистратор должен быть включен в любой ситуации. Сотрудники полиции должны нести ответственность за потерю и отсутствие записи, — говорит Ярослав Владимирович. — Хотите — два регистратора вешайте с запасной камерой. Это необходимый контроль, чтобы было понятно, что сотрудник полиции делал в этот момент и насколько имел право это делать.

Однако некоторые поправки не вызывают у эксперта вопросов. Среди них поправка об оцеплении.

— Она просто более четко прописывает в законодательстве ту практику, которая уже применяется. И раньше проводились меры по блокированию какой-либо территории. Например, Лесобазу оцепляли, проводили проверку по предотвращению наркотических преступлений. Обычно такие проверки высокоэффективны — удается найти людей, находящихся в федеральном розыске, — рассказывает Ярослав Ильин. — Помните ли вы, как на День города нередко случались преступления прямо в центре? А я помню. Сейчас такого нет благодаря проверкам. Вы проходите рамку, прежде чем попасть на общегородское мероприятие. Так, у граждан периодически изымается холодное оружие, ножи, кастеты. Просто эти случаи редко попадают в новости.

В целом Ярослав Ильин считает, что некоторые поправки были введены поспешно, для начала нужно подумать, как осуществить контроль над их применением, чтобы и общество было уверено — без реальной необходимости наши права не нарушат.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта