X

  • 19 Апрель
  • 2024 года
  • № 42
  • 5541

Попытка взять Чигаева тепленьким провалилась

Для тюменского шахматиста Максима Чигаева суперфинал 73-го чемпионата России — пока самое значительное событие в карьере. Никогда прежде он не играл на одном турнире с таким количеством шахматистов мирового уровня. Что ни соперник, то суперзвезда.

Посудите сами, четвертый шахматист мира Ян Непомнящий, участник матча за шахматную корону Сергей Карякин, восходящая звезда мирового масштаба Даниил Дубов. Сам Чигаев в числе двенадцати участников суперфинала по рейтингу был десятым.

При этом он выглядел достойно. Да, Чигаев разделил в суперфинале пятое-шестое места, но до последнего тура боролся за медали. В турнире он победил Артемьева, Дубова, сыграл вничью с Карякиным, Петром Свидлером и Непомнящим в последнем туре.

— С Непомнящим по сути не было партии, — говорит Максим. — Я был слишком расстроен после поражения от Алексея Гоганова в предыдущем туре. Проиграть человеку с самым низким рейтингом, который к тому же до этого не одержал ни одной победы. Когда я это все прокручиваю в голове, становится очень противно. Непомнящий сыграл вариант, к которому я оказался не готов, поэтому пошел на троекратное повторение позиции. Это когда три раза на доске возникает одно и то же положение фигур. Тогда любой из игроков вправе потребовать ничью.

— А соперник вправе не согласиться?

— Нет.

— Тем не менее, ничья с четвертым шахматистом мира это же круто.

— Не сказал бы. По крайней мере, не в таком стиле. Нет ничего крутого в том, когда партия заканчивается за 20-30 минут, тем более когда играешь белыми.

— Зная, что можете взять медаль, разве вы не могли собраться, отогнать от себя плохие мысли?

— Шансы на медаль были очень призрачными, даже победа не гарантировала мне медаль, в этом- то и проблема. К тому же, когда у тебя есть шанс сыграть с четвертым шахматистом мира, искать дополнительную мотивацию и не нужно. Это и есть мотивация. Просто я не смог навязать сопернику борьбу.

— Что касается партии с Карякиным, вы в ней тоже не уступили, при этом играли черными…

— Я хорошо подготовился, удивил Карякина в дебюте. Сергей не стал проверять, насколько глубоки мои теоретические познания, решил сыграть надежно. Мне, конечно, хотелось бы показать свои амбиции, но я находился в слишком спокойной позиции. Сложилась такая ситуация, в которой если бы ни одна сторона не зевнула, партия бы закончилась вничью. Никто не зевнул.

— Расскажите о партии с Дубовым. Сказалось ли то, что вы одноклубники по тюменской «Молодежке», что вы хорошо изучили манеру его игры?

— Мы просто одногодки, я его давно знаю, много играли в детстве друг против друга. Партия с Даниилом получилась любопытной. Сначала у него не задался дебют. Даниил что-то перепутал, оказался в сомнительной позиции. Затем мог сделать ничью, ему достаточно было перейти в слоновый эндшпиль. Но он выбрал другой вариант, однако прогадал, ничего не вышло.

— Были ли партии, где вы стратегически переиграли соперника?

— Противостояние с Артемьевым. Дебют сложился удачно, да и на протяжении всей партии я владел инициативой. Артемьев неплохо защищался до определенного момента. Он мог и не проиграть, но потом мы оба оказались в цейтноте. Влад зевнул, а я не упустил своего.

— Парадоксально, что вы сыграли вничью с топ-шахматистами или победили их, а уступили не очень известным игрокам.

— Трудно было предположить, что один из двух игроков, которым я проиграл, Максим Матлаков, займет десятое место, это очень сильный шахматист. Матлаков был в призах на прошлом суперфинале. Он один из сильнейших в России, чемпион Eвропы, в его активе куча титулов. У Максима сразу что- то не пошло. Гоганов — тоже хороший спортсмен, но по рейтингу чуть слабее меня. В противостоянии с ним начиналось-то все хорошо, и в какой-то момент сам себе не поверил, что так бывает. Я не почувствовал, когда надо сыграть жестче. А Алексею стоит отдать должное, он в этот момент заиграл хорошо. С моей стороны случились и потеря концентрации, и переоценка своей позиции, и недооценка соперника. Ситуация требовала более активных действий, а я их не предпринял. В турнире с таким составом участников за это наказывают.

— Как оцениваете свой первый суперфинал?

— Главный вывод: я не увидел в игре топ-шахматистов чего-то гениального. Не очень понял, что мне мешает играть на таком же уровне или близко к нему. Топ-шахматисты старались проверять меня в боковых позициях, которые я меньше знаю. Выезжали, прежде всего, за счет опыта. Старались взять меня тепленьким, что называется.

— Теперь-то после прекрасного выступления до сотни недалеко?

— Я потерял 60 рейтинговых очков в прошлом году, это очень много. Мне еще отбивать и отбивать рейтинговые потери.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото: Максим Чигаев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта