X

  • 19 Апрель
  • 2024 года
  • № 42
  • 5541

Юбилей в режиме повышенной готовности

2020 год: заседаний Думы — восемь; принято решений — 119

2020 год — юбилейный для местного самоуправления. 230 лет назад в Тюмени была впервые избрана городская Дума. И хотя ситуация не для юбилейных торжеств, но ведь целый год нашей жизни завершается. Каким его видит председатель Думы Eвгений Заболотный? Об этом шла речь на пресс- конференции, которую дал «Тюменскому курьеру» председатель городской Думы. Правда, соответственно режиму повышенной готовности пресс-конференция проходила в, так сказать, эпистолярном формате. Корреспонденты газеты свои вопросы председателю изложили письменно и доверили их огласить двум делегатам.

О формате, форме и содержании

«Тюменский курьер»: — Что в Думе форма (речь идет и о новом формате думских заседаний), а что — содержание?

E. Заболотный: — Конечно, содержание стоит на первом месте. Содержание в большей мере влияет на жизнь, именно оно дает результаты. Как Дума своими решениями, своими делами повлияла на жизнь города, так о ее деятельности и судят горожане. А год прожили мы очень непростой. Принес он такие события, такие обстоятельства, с какими нынешнее поколение еще не сталкивалось. Эти вызовы даже в течение года меняли наше сознание, меняли наше отношение к жизни. Все это приходилось учитывать в экономике. А что же делать в нашей социальной жизни? Мы стали как никогда прежде обращать внимание на наше здравоохранение, на нашу систему образования, на культуру, где, казалось, мы привыкли к размеренной жизни. Сейчас эти сферы должны были полностью перестроиться. Готовы ли мы были к этому?

Eсли здравоохранение, его поликлинический уровень, с прошлого года перестало быть городской сферой ответственности, то образование и культура — поле нашей деятельности. И эти процессы так или иначе укладываются в деятельность Думы, мы должны были вовремя сориентироваться, меняя и форму, и содержание работы. И на что-то обратить внимание в большей степени. Прежде всего, перед нами остро встала проблема человека. Как помочь ему пережить этот период? Как облегчить его экономическое положение? Как дойти до большинства семей, но особенно до тех, кто в этом нуждался.

— То есть вы хотите сказать, что для Думы важно видеть не только большую группу людей, сразу все восемьсот тысяч человек, а каждого из восьмисот тысяч?

— А в этом и есть специфика муниципальной власти. И исполнительной, и представительного органа. Специфика прошедших выборов в том, что избирательная работа шла от дома к дому, от двери к двери, от человека к человеку. Специфика Думы в том, что депутаты очень хорошо владеют ситуацией в своих округах. И это помогало в работе, которую мы проводили в течение двадцатого года. Я назвал только основные штрихи той обстановки, тех вызовов, которые приходилось учитывать при организации работы Думы.

Что было в поле зрения депутатов в течение года? Можно выделить две группы вопросов, которые мы рассмотрели на восьми заседаниях. И которые отразились в ста девятнадцати принятых решениях.

Первая группа — традиционные вопросы, что определяют жизнь нашего города. Они из года в год должны рассматриваться и рассматриваются, исходя из обязанностей, которые возложены на Думу. Это отчеты главы города, начальника городского УМВД, принятие бюджета, это вопросы градостроительной политики. А вторая группа — те вопросы, которые диктует сложившаяся обстановка. Хотя надо подчеркнуть, что традиционные вопросы также претерпели изменения.

Взять хотя бы бюджет. Мы должны были рассматривать вопросы, связанные с оказанием помощи бизнесу. Одно из таких решений: за счет облегчения и налогооблагаемой базы и снижения стоимости аренды муниципального имущества, которым пользуется бизнес, мы своими решениями сделали возможной эту помощь из бюджета на миллиард рублей. Пусть опосредованно, но для городского бюджета это недополученные доходы и — одновременно — поддержка бизнеса… Мы в восемь раз увеличили норму расчета при постановке на учет нуждающихся в жилье. Стоимость имущества, которым может располагать гражданин, чтобы встать на учет как нуждающийся, увеличили со ста тысяч рублей до восьмисот тысяч.

Жизнь, которой мы все живем, все равно, как я уже сказал, накладывает отпечаток на рассмотрение вопросов традиционных. Рассматриваем программу образования — внимание депутатов сосредоточено на дистанционном обучении. Насколько семьи школьников обеспечены необходимым оборудованием, чтобы эти занятия могли проводить, насколько учителя готовы к этому? И так мы касались каждого вопроса.

Планирование бюджета следующего года. Понятно, что появились новые обязательства, которые мы должны обеспечить деньгами. Например, организация горячего питания в начальной школе. В то же время мы не должны все истратить на текущие расходы. Мы должны были заглянуть в будущее и что- то заложить, что должно остаться потомкам. Например, если мы предполагаем, что область построит для города три школы и семь детских садов, то в городском бюджете должны быть деньги на их оборудование. Нужно думать и о дорожном строительстве. Сегодня дороги в Тюмени хорошие, но вот парадокс: как только дороги стали хорошими, так начали говорить, а чего это мы на строительство дорог столько денег тратим? А если сегодня прекратить их тратить, то завтра дороги уже не будут отвечать нашим требованиям. И развитие новых микрорайонов уже не будет обеспечено дорожной инфраструктурой. Поэтому необходимы новые дорожные объекты. И депутатам приходится высказывать твердые мнения в поддержку этого строительства. Должен сказать: Тюмени очень повезло, что есть у нее такой строительный комплекс, такой дорожный комплекс, такие мощные предприятия, которые качественно и своевременно строят для нас все эти объекты.

— Политологи отмечают тенденцию: гражданская активность в России переместилась на муниципальный уровень. Раньше многие горожане могли себе позволить и не знать своих депутатов. Теперь им гораздо интереснее политика в своем городе, чем где-то в Москве. Заметна эта тенденция в Тюмени? Стали горожане активнее участвовать в политической жизни города, чаше обращаться к депутатам? Какие вопросы вызывают у горожан наибольший интерес?

— А ведь мы стремились к этому. Мы этого добивались. Мы всячески развиваем политическую активность через формы, которые в Тюмени отработаны. Утвердили 55 территорий, на которые распространяется территориальное общественное самоуправление. Одна из депутатов — Альбина Михайловна Селезнева — активно работает с ТОСами. Она собирает председателей. Мы у них бываем. ТОСы — это еще не до конца использованная, но очень перспективная форма общественной активности горожан.

— И они врываются на заседания городской Думы?

— Мы сами приглашаем их. Мы попросили определить представителей, которые будут принимать участие. Понятно, что заседания проходят в ограниченном варианте, я имею в виду присутствие людей. И сейчас обсуждаем с ними в цифровом формате. Мы хотели, чтобы люди знали своего депутата. И депутаты к этому стремятся, и жители, как вы отметили в этом вопросе, тоже. Мы вместе с администрацией, с управами, с депутатами активно обсуждали обустройство дворовых территорий, общественных пространств. Депутаты берут на контроль все, что происходит на их территории, связанное с ремонтом многоквартирных домов. По сути дела, на каждом объекте депутаты посмотрели, как идет ремонт, высказали свои замечания, взяли это на контроль. Депутаты знают, какие семьи в чем нуждаются. Через них идет оказание материальной помощи людям. Фракции политических партий работали с малообеспеченными семьями, приобретали на свои средства для них смартфоны и компьютеры, чтобы дети могли учиться. На приемах у депутатов в этом году побывало полторы тысячи граждан. В связи с пандемией мы поменяли форму общения с депутатами, но в то же время они провели и многие встречи на свежем воздухе. К этим полутора тысячам встреч надо прибавить более двух тысяч обращений.

— Насколько активно депутаты работают в социальных сетях? Как это воспринимается руководством Думы? Можно ли считать лайки, которые выставляют, оценкой работы депутата?

— Мы активно используем свой сайт для общения с населением. Выставляем на сайт все вопросы, все материалы и принимаем все предложения, которые граждане высказывают. Eще одной формой являются публичные слушания. Там обсуждаются важнейшие вопросы и градостроительной политики, и бюджетирования. На сайте же публикуем материалы о работе депутатов. Электронная почта у всех есть, все депутаты обеспечены необходимой техникой и имеют возможность работать в интернете. На нашем сайте в этом году размещена тысяча сто пятьдесят новостей. По сути, тысяча сто пятьдесят депутатских дел. Депутаты встречались с населением, устанавливали дополнительные остановки автобусов, оборудовали контейнерную площадку для сбора мусора, занимались обрезкой деревьев, благоустройством дворов. Эти дела можно назвать малыми, но на самом деле они очень большие, важные для конкретного жителя.

— Предусмотрена ли в бюджете города депутатская помощь во время кризиса? Идут ли средства на решение проблем в избирательных округах?

— Такой строчки отдельной нет. Eсть строчка «материальная помощь нуждающимся жителям города Тюмени». Очень часто именно к депутатам обращаются за такой помощью.

— Можно сказать, что условно городская Дума находится под крылом Думы областной. Каково взаимодействие Дум? Eсть ли случаи, когда городские депутаты обращались к коллегам с целью провести какую-то инициативу в государственную Думу? Eсли нет, то почему? А если да, то каков результат?

— Не очень поддерживаю представление о нашем взаимодействии как под крылом. У нас рабочие отношения, безусловно. За два года мы не выступали с законодательной инициативой. У нас были для обсуждения на законодательном уровне вопросы, как лучше организовать работу Думы. Однако мы получили разъяснение, что как самостоятельный орган местного самоуправления мы вправе сами принимать решения. Работать по своим компетенциям, которые прописаны в соответствующих законах, уставе города и в регламенте.

Город — вчера, сегодня, завтра…

— Что касается градостроительства, то нашим коллегам представляется, что здесь часто не совпадает мнение отдельного гражданина с решением, которое принимается властью. Остро воспринимается уход из жизни старых деревьев, к которым люди привыкли. Каковы взгляды Думы на эти вопросы и не должны ли депутаты быть на стороне своих избирателей, а не на стороне исполнителей иногда резких градостроительных решений?

— Конечно, депутаты, прежде всего, должны думать о балансе тех вопросов, которые вы обозначили. Но порой этот баланс невозможно найти. Помните, года три назад женщина одна и писала, и обращалась в суд по поводу дележа общего пирога — бюджета. Она говорила: «Нашей семье не нужен детский сад, не нужна школа, не нужна поликлиника… Отдайте деньги, которые положены мне в бюджетном пироге…» Вот как мы можем далеко зайти! Кто имеет автомобиль, тот заинтересован в строительстве дороги и будет за это голосовать. А что бы было, если бы мы пошли на поводу у того, кто против строительства дорог? Процесс автомобилизации не остановить. Поэтому нужно, чтобы специалисты представляли, чего и сколько должно быть в городе. Да, растут микрорайоны, и там нужны школы, но и в старых районах нужны школы, которые сегодня одряхлели. Надо видеть сам процесс развития города и доверять специалистам-градостроителям. Специалистам, кто изучает автомобильные потоки, кто знает вопросы демографии, кто знает, сколько, где и какого жилья надо для города. И тогда мы будем правильно развивать город. И те, кто сегодня выступает против той или иной развязки, завтра придут к другому мнению.

Мы должны понимать, что развивать старый город сложнее, нежели строить новый. Сегодня мы иначе планируем новые микрорайоны и не слышим нареканий на строителей. За одним исключением: хочется, чтобы быстрее строилась социальная инфраструктура. Хотя и это не всегда возможно. Ты едешь жить в новый микрорайон — он благоустраивается, обрастает зеленью, там постепенно появляются детские сады и школы. Но ты едешь в новое жилье и в новый микрорайон и понимаешь это. Мы же пробовали такое. У нас была договоренность со строителями, что они возьмут на себя строительство школ, но ведь на самом деле это было некоторое лукавство. Строитель в чистом поле реализует свой бизнес-проект. Но у него нет возможностей строить детсады и школы иначе, как за счет покупателя…

— Вы сказали о специалистах. Однако когда идет речь о строительстве города, должен бы присутствовать еще один специалист, который в Тюмени отсутствует. В Тюмени уже много- много лет нет главного архитектора Депутаты на эту тему никогда не заговаривают?

— Найти такого специалиста непросто…

— Но в других городах находят, а нам, конечно, не везет… Мы до сих пор разглядываем здания, которые до 1914 года построил в Тюмени городской архитектор Чакин.

— …Наверное, надо подумать над этим.

— Новые районы города, по понятным причинам, сначала снабжают учреждениями образования, здравоохранения, местами для проведения досуга: парками, скверами. Однако библиотеки, Дома культуры, школы искусств открываются в городе значительно реже. На них спрос ниже или совсем отсутствует?

— Начнем с того, что важнее: детский сад или Дворец культуры?

— Почему или?

— Потому что у нас карман один. Приходится выбирать, и выбор делается в пользу детских садов и школ, хотя сейчас мы школы строим по таким проектам, которые позволяют организовывать работу по месту жительства, вести кружки и спортивные секции. Также там прекрасные актовые залы, где можно проводить самые разнообразные мероприятия.

— Интересно, предусматривается ли благоустройство частного сектора на территории города?

— Частный сектор, надо сказать, изменился. Я сам вырос в частном секторе, на Крестьянских местах, ул. Инженерная, 6. Этот дом до сих пор есть. В городе в последнее время много сделано. В частности, газификация частного сектора.

— А как организуется благоустройство Городища? Что может сделать депутат от этой территории?

— Конечно, депутаты должны ставить эти вопросы, и они ставят, Наталья Проскурякова очень активно работает. Но не все сразу. Хотя, говоря о частном секторе, хочется выделить еще одну проблему. Мы слишком лояльно относимся к владельцам частного сектора. Посмотрите: в центре города много покосившихся домов с неприглядными заборами. А на самом деле содержание частного имущества лежит на собственнике. И я помню, что возле нашего дома были в идеальном состоянии деревянные тротуары.

— Планируется ли развитие в городе инклюзивной среды? Я имею в виду именно комфортную среду.

— Там, где мы строим новое, все предусмотрено. Но Тюмень еще, безусловно, далека от идеального состояния. Об этом говорил наш президент с инвалидами — о безбарьерной среде в городах. Разные формы собственности зданий — это тоже городская среда. Там, где частная собственность, люди, ведя бизнес, особенно в тяжелое время, не всегда находят деньги, чтобы провести реконструкцию. А кое-где это просто-напросто невозможно сделать. Нужно находить другие варианты, искать возможности.

Дума, цифра и снова Дума

— Вернемся к нашему юбиляру… На заседаниях городской Думы депутаты вносят изменения в принятые ранее решения. Такая изменчивость нормативно-правовой базы — признак ее несовершенства или гибкости?

— Жизнь есть жизнь. Меняется жизнь, меняются наши государственные законы. Мы внесли изменения в Конституцию в соответствии с требованиями времени. Вслед за этим идут изменения в федеральном законодательстве, они должны быть отражены и в наших документах. Потому что наши документы основаны на законодательстве РФ. Ввели мы депутатским корпусом новую награду «За заслуги перед городом Тюменью», это потребовало изменений в наших документах о наградах. Меняются формы организации работы Думы в условиях пандемии. Сначала мы внесли метод опроса. Сейчас мы имеем возможность в электронном формате провести заседание Думы — снова внесли изменения в наши документы. Мы и дальше будем работать над этим.

— Городская Дума — олицетворение местного самоуправления. Какие движения в этом смысле происходят? Больше прав? Или, наоборот, выстраивание в очередную вертикаль?

— А почему мы все время говорим о правах? Надо говорить об обязанностях. За 230 лет, я думаю, городская Дума доказала свою живучесть как форма местного самоуправления, как форма общения с людьми. Что-то меняется, что-то остается, главная традиция сохраняется.

— Многое в этом году вынужденно перешло на дистанционную форму работы. Это коснулось и депутатов. Удалось ли сохранить контакт с горожанами? Как теперь этот контакт выглядит? Ведут ли депутаты приемы? Приспосабливается ли к новым условиям старшее поколение тюменцев?

— Такова жизнь. Я наблюдаю за своими внуками, которые, даже находясь в одной комнате, общаются через гаджеты. Нам с вами этого не понять, наверное. Мы предпочитаем живую речь. С депутатами мы эту тему обсуждали, и они расположены к очному общению. Но если хочешь состояться в этой жизни, то ты должен и новыми методами овладеть.

— Как все-таки депутаты общаются со своими избирателями?

— По-разному. Eсть и то, и то. Конечно, человеческое общение ничто не заменит, но порой обстоятельства бывают сильнее нас.

— Мы уже говорили о том, как Дума работает в электронном варианте, назовем это так…

— …Но мы в таком, пробном, формате проводили только совещания с депутатами Думы при обсуждении бюджета.

— Проведение онлайн-заседаний — это явление этого года. А насколько такой формат жизнеспособен? Сохранится ли после снятия режима повышенной готовности?

— Давайте доживем до этого времени. Я думаю, что нам надо взять в практику проведение смешанного формата. Eсли депутат находится в городе и имеет возможность участвовать в заседании Думы, он с большим удовольствием будет приходить на очное заседание. Но если обстоятельства складываются иначе, он может подключиться онлайн. Почему бы нет?

— Случалось ли вам работать в атмосфере четкого партийного размежевания?

— Я думаю, что это способ участия в общественной жизни, участия в политической жизни города. Это совершенно нормально. Коль мы все разные, разные у нас представления о жизни и ее движущих силах. Вокруг этих представлений люди объединяются, конечно, возникают и фракции, это закономерно. Да, могут быть разные мнения по поводу того, что развивать в городе в первую очередь, за счет чего. Но главную цель мы перед собой поставили общую — это наш город, это наши жители. В Думе сегодня нет меркантильных целей, каких-то политических амбиций, мы все объединены вокруг жизни города. Я всегда говорю, что это одно из главных достижений Думы седьмого созыва — отсутствие личных противодействий друг другу, какой-то непримиримости, связанной с какими- то партийными делами. Вот это, мне кажется, очень большое достижение. Но надо вовремя людям давать представления о том, как работает городской механизм, как строится бюджет, как устроено решение вопросов по благоустройству дворов. Когда мы следуем правилам, которые мы же принимали, которые мы же утверждали, то во многом легче работается.

ФОТО ПАВЛА МОРГУНА И ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта