X

  • 18 Апрель
  • 2024 года
  • № 41
  • 5540

Когда деревня жила без сайдинга

Несколько лет назад некий искусствовед, ознакомившись с картинами Михаила Захарова, едко заметил, что их только в «Мурзилке» печатать. Тогда Михаил Иванович парировал, что для него было честью появиться на страницах журнала, где печатаются лучшие художники.

Эту историю он на днях рассказал нам в арт-салоне «На Никольской», где открыта выставка его работ «Избранное». Художник считает, что в этом названии есть особенность: по логике должны отбираться лучшие картины за какой-то период. Но все его выставки (их пока было чуть более десятка) не носят ретроспективного характера. Наоборот, художник ратует за современность и актуальность.

— Ретроспектива — это когда ты подводишь определенные итоги, а я еще в творческом поиске, — говорит Захаров.

Анастасия Богданова

Сама встреча с ним является частью проекта городской централизованной библиотечной системы «Город. Художник. Книга». Собственно, не только об изобразительном искусстве шла наша беседа. Михаил Иванович является автором рассказов и автобиографической повести. Рассказывает, что писать начал давно, но все больше в стол. Лишь в 2008 году опубликовал первый рассказ.

— До этого знал, что пока с рассказами рано выходить, а когда понял, что написал хорошо, рискнул отправить в издательство. Первые рассказы держу в голове. К ним не придраться, потому что в них отражено то, что я чувствовал в тот момент, — объясняет художник. — У меня своя манера создания прозы: слова на бумаге вывожу простым карандашом. Пишу, пишу, а потом читаю все за раз. Оп, что-то не то, запнулся. Стираю это резинкой. Дальше читаю. Только когда все перечитал, рассказ завершен.

Анастасия Богданова

После автора рассказы читает его жена Любовь Сергеевна. Так же и с картинами. Но называть ее музой Михаил Иванович категорически не соглашается. Считает, что слово это не наше, да и узкое оно по своему значению. А на вопрос, кому доверяет еще, отвечает, что себе. Оттого спокойно относится и к критике, и к зависти, которая, по его мнению, существенный фактор для развития творческой натуры.

— Современные художники мелкотемные, — считает Захаров. — Эпохальных работ мы не пишем, такая тенденция по всему миру. Что в голову пришло, то и изображаем. А про завистников скажу: если их нет, твое дело плохо. Надо убрать кисточки и никогда больше за них не браться. Зависть — это двигатель. Я очень завидую Боттичелли, это один из немногих художников, чье творчество мне нравится. Посмотрите, он триста лет был забыт, потому что намного опередил свое время. Взять его женские образы, одеть их в рваные джинсы, вложить в руку смартфон и увидим, что они очень современны. Лица нынешних студенток.

.Деревенский быт, завязанный на традициях, приправленный юмором, в его полотнах перекликается с днем сегодняшним. Напоминает лубок. Но сквозь яркие цвета и позолоту проглядывают переживания живописца за судьбу деревни.

Все сюжеты картин изложены в рассказах. Их герои конкретны. Например, дед художника Федор. Многим нравится его портрет.

— Он любил сказки сказывать и был частью уватского мира, которого уже нет. Нет тех деревень, уклада жизни. Eсли что-то и сохранилось, то все под сайдингом, другие люди уже живут. Раньше сибирская деревня была оплотом нравственности, теперь — рассадник слабостей. Да и я уже другой — получаю больше негатива, чем позитива. Перекрываю его только детскими воспоминаниями. Они все на моих картинах, — говорит Михаил Иванович.

Пишет он без этюдов и эскизов, сообщает о творческой манере Захарова доктор искусствоведения Наталья Сезева. Подходя к еще пустому холсту, он уже представляет композицию, какой она должна быть в законченном виде. Работает быстро. В блокноте или на кусочках бумаги — сотни схем будущих полотен.

— Чистый холст зовет, — уточняет Захаров. — Такое в нем сокрыто пространство невидимого! Когда он заполнен — это как праздник. А с литературой сложней. Дело в том, что литература и изобразительное искусство — два разных способа самовыражения, совмещать их не получается. Тяжело переходить от виртуального к визуальному, требуется внутренняя перестройка. Хотя в серии картин «На завалинке» сюжеты дополнены комментариями, это как хайку на картинах у японцев.

***
фото: Многие герои картин Захарова имеют реальных прототипов ;Мастер любит писать в тишине, а из музыки предпочитает альбомы Moby ;Гости выставки.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта