X

  • 29 Март
  • 2024 года
  • № 33
  • 5532

Роботы не заменят людей. В ближайшие годы

Проблема с кадрами на производстве, в строительстве, в сельском хозяйстве с каждым годом ощущается острее.

Молодежь не идет работать на стройки-заводы, а из сельской местности и вовсе бежит без оглядки. Работодатели вынуждены переманивать друг у друга квалифицированных рабочих, талантливых инженеров. Об этом говорили представители строительных компаний, высшего и профессионального образования, а также кадрового агентства на недавнем заседании пресс-клуба «Неформат». Работодатели жаловались еще и на качество подготовки кадров в вузах и колледжах: вчерашние студенты далеки от жизненных реалий и при первых же трудностях уходят.

Интересно, что в это же время в Тюмени шел конкурс профессионального мастерства WorldSkills, где эта самая молодежь демонстрировала таланты в разных рабочих профессиях. И глаза у ребят горели, и дело в руках спорилось…

Одну из причин дефицита кадров в реальном секторе экономики эксперты видят в отсутствии мотивации. Какой смысл на стройке мерзнуть зимой и обливаться потом летом, когда можно сидеть в офисе с кондиционером и зарабатывать больше? Ведь зарплата рабочего, даже если у него золотые руки, не идет ни в какое сравнение с зарплатами менеджеров с приставкой топ. А главное, у рядового рабочего нет ясной перспективы ни карьерного роста, ни роста его материального благосостояния.

— Работодатели зачастую не видят разницы между бакалавром и специалистом или магистром, — говорит директор строительного института ТИУ Александр Набоков. — Хотя Болонская система, по которой мы работаем, подразумевает, что уровень бакалавриата — это лишь базовые знания о профессии, полноценное высшее образование — это специалитет или магистратура. Студент тоже думает: зачем еще два года учиться в магистратуре, если у бакалавра и у магистра одинаковая зарплата?

Раньше, вспоминает Набоков, было четкое понимание: у рабочего третьего разряда такой оклад, за четвертый-пятый разряд такая-то надбавка, а хочешь зарабатывать больше — повышай квалификацию, учись. Квалифицированный рабочий зарабатывал больше инженера, а порой и начальника. Отработал столько-то лет — предприятие обеспечит квартирой. Плюс социальные гарантии, профсоюзные путевки в санаторий и так далее. Сейчас этого нет.

Но у работодателей своя правда. Те же застройщики говорят, что с каждым годом требования к ним со стороны государства повышаются, растут и закупочные цены на стройматериалы, на энергоресурсы… В 2019 году ввели эскроу-счета, вынудив тем самым застройщиков брать деньги под проценты у банков, а в прошлом году из-за пандемии усилился кадровый голод, из-за чего пришлось повышать зарплаты сотрудникам, — все это серьезные расходы. А еще обеспечение безопасности на производстве, своевременная оплата налогов, в том числе в пенсионный и социальный фонды, соблюдение санитарно-гигиенических норм, противопожарных требований, плюс ответственность за качество конечного продукта, — все на плечах работодателя.

Так, может быть, настало время отказаться от людей на производстве в пользу роботов? Уже ведь придумали 3D-принтеры, с помощью которых строят здания. Eсть и роботы-каменщики…

— Не думаю, что роботизация решит проблему с кадрами. Eсли это и произойдет, то не в ближайшее время, — считает Александр Набоков. — А ВIМ-проектирование без человека вообще невозможно. Конечно, мы уйдем дальше — и на 4D и на 5D, и на шесть-семь, будем закрывать все этапы — начиная от инвестиций и заканчивая уже сносом здания после окончания срока его эксплуатации. Весь этот цикл мы будем проходить с помощью искусственного интеллекта. Но машина не сможет сделать проект без участия проектировщика. Машина может посчитать, перевести из формата плоскости в формат объема, привязать сметы к чертежам, то есть выполнить задачи, но поставить их ей в любом случае должен человек.

К слову, в тюменском строительном институте уже готовят специалистов по ВIМ-проектированию, а к 2023 году все студенты должны защищаться с использованием ВIМ-технологий. Правда, средств на полное технологическое оснащение у вуза пока не хватает, оборудовали только один класс.

— Наш институт принимает участие во Всероссийском чемпионате по ВIМ-проектированию, который ежегодно проходит на базе Санкт-Петербургского университета, и там студенты показывают неплохие результаты, хотя мы планировали набрать первый курс по этому направлению только в 2029 году, — говорит Александр Набоков. — Так что идем с опережением. Но чтобы работать в полную силу, необходимо оборудование, мощные серверы для хранения очень большого объема информации.

Eще директор вуза планирует обучить ВIМ-проектированию весь преподавательский состав. За этими технологиями, уверен он, будущее строительной отрасли. С их помощью можно не только снизить затраты и сроки строительства, но существенно повысить качество и избежать ошибок и нестыковок, которые случаются в проектах и чертежах, сделанных по старинке.

Возможно, именно этого и не хватает молодежи — модернизации производства? Ведь, как убеждена куратор штаба строительных отрядов ТИУ Eлена Доценко, молодежь стремится к прогрессу:

— Они хотят быть полезными обществу, делать что-то социально значимое, достойно зарабатывать. И чтобы было интересно. Для вовлечения в производство молодежи необходимо изменение подходов к организации практики, работы студотрядов, — говорит Доценко. Она пригласила работодателей региона принять участие в организации регионального этапа конкурса профессионального мастерства среди строительных отрядов «Шестой разряд», который состоится в сентябре в Тюмени.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта