X

  • 19 Апрель
  • 2024 года
  • № 42
  • 5541

Когда к победам ведет Айртон Сенна

Приезжать в школу «Старт XXI век» в Антипино особенно хорошо зимой. Когда бы я ни бывал здесь на соревнованиях по ледовому спидвею, всегда стояла безветренная, солнечная погода, когда можно простоять на улице хоть час и не замерзнуть. Совпадение? Или автоспорт притягивает хорошую погоду?

Не подвела она и в субботу, хотя в этот раз «Старт XXI век» принимал соревнование по картингу: открытый чемпионат и первенство Тюмени. Собрались больше четырех десятков спортсменов, причем не только из Тюмени, но и из Режа, Кургана, Шадринска, села Половинное (Курганская область).

Не без трудностей

Соревнования по картингу, как и другие дисциплины авто- и мотоспорта, очень, простите за неологизм, атмосферны. Заполошные пилоты перед стартом; чумазые механики, копающиеся во внутренностях картов; нетерпеливые зрители, томящиеся в ожидании за высокими снежными бортами овального трека. Кстати, трек в Антипино рассчитан на соревнования по ледовому спидвею, а там, напомню, гоняют мотоциклы с трехсантиметровыми шипами на колесах. Здесь же почти все карты без шипов. Директор спортивной школы «Старт XXI век» Андрей Утусиков перед началом соревнований говорил мне, что спортсменам будет трудно и непривычно именно по этой причине. Хотя организаторы постарались сделать трассу менее скользкой, но все же лед есть лед.

К тому же классический картинг проходит на трассах подобных «Формуле-1», где есть и крутые виражи, и петли, и продолжительные прямые участки, такая трасса достигает в длину одного километра. Соревнуются картингисты и на овалах, но длиной не 280 метров, как трек в Антипино, а 400.

— Воспитанники нашей школы, да и другие спортсмены, начали тренироваться в полном объеме только с января, — рассказывает Утусиков. — За прошедший год из-за пандемии мы пропустили 80 процентов стартов, и это не только в авто- и мотоспорте. Всевозможные ограничения привели к провалам в спортивной подготовке. Когда сезон возобновился, гонщики стали получать травмы. Конечно, домашняя подготовка и индивидуальные занятия — это замечательно, но нам прежде всего важна соревновательная практика. Eсть такое слово в сленге авто- и мотогонщиков — накат. Да, можно играть в различные симуляторы, где ты управляешь какой-то техникой, быть погруженным в виртуальную гонку, но у тебя пропадает «чувство локтя». Особенно это ощущается, когда выходишь на трек после долгого перерыва. Считанные секунды до старта, со всех сторон жужжат, шумят, толкаются, борются за позицию. В такой ситуации важна психологическая устойчивость, а она появляется только после живых соревнований. Бывает, вмешиваются погодные факторы, типа снегопада, ветра. Но главное — справиться с нервозностью и с давлением, которое оказывают на тебя соперники.

Да, один из воспитанников Андрея Утусикова даже уходил с трека в слезах. Но не только психологические проблемы возникли у гонщиков. Организаторы на общем собрании обратили внимание тренеров, что участникам — это я сейчас о возрастных группах до 18 лет — не хватает тактических и технических навыков. И опять же все упирается в длительный перерыв.

По словам Андрея Викторовича, нужно уметь перестраиваться, менять траекторию, понимать, как вести борьбу на трассе. Не менее важно равномерно распределить силы на дистанции.

— Спортсмен не может преодолеть всю трассу на одном дыхании, — продолжает директор ДЮСШ «Старт XXI век». — Первые три виража — бешеный темп, аэробная зона, когда зашкаливают все показатели кровеносной системы. К середине дистанции спортсмен должен совладать с эмоциями, успеть проанализировать ошибки, быстро перестроиться, если что-то не так, сохранить силы для продолжения борьбы. Это и есть вопросы тактики. И таких навыков ребятам и не хватило на соревнованиях.

Педагогика сильнее техники

Правда, были и исключения. Блестяще выступил на первенстве города 17-летний воспитанник школы «Старт XXI век» Ярослав Жариков. В первом заезде он пришел к финишу третьим, жаловался на скользкий лед. А потом улучшал результат от заезда к заезду, наращивая обороты. Во втором заезде был уже вторым, в третьем вышел победителем. В итоге Ярослав стал чемпионом в классе Raket-120.

Как говорят его тренеры, у Ярослава большие перспективы. Eсли не в карьере гонщика, то в тренерской. Этот юноша погружен в спорт на сто процентов и увлекается только им. Eго любимый спортсмен — гонщик «Формулы-1», бразилец Айртон Сенна, трагически погибший во время заезда в 1994 году. Он смотрит гонки с его участием, фильмы.

— Это единственный пилот, которого я уважаю, даже люблю, — рассказывает Ярослав. — Он жил только автогонками, остальное ставил на второй план. У него были проблемы в жизни, он не смог стать хорошим семьянином, просто занимался тем, чего больше всего хотел. Я такой же. Учусь в многопрофильном колледже ТИУ, зимой на парах бываю редко, потом, правда, сдаю все долги. Преподаватели сначала ругались, но некоторые вошли в положение и поняли меня. Честно говоря, специальность, которой я обучаюсь, мне не особо интересна. Даже не знаю, как она полностью называется, механик чего-то там. Планирую поступить в другое учебное заведение, стану педагогом, в будущем хочу быть тренером.

В общем зачете победу в турнире одержали спортсмены ДЮЦ имени Кижеватова, где очень сильны традиции картинга. Второе место у картингистов из школы «Старт XXI век», на третьей позиции кур- ганцы. В общем зачете они сумели опередить шадринцев, хотя последние заняли весь пьедестал почета в классе С-мини.

ФОТО VK.COM

***
фото: На треке — Ярослав Жариков.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта