X

  • 23 Апрель
  • 2024 года
  • № 43
  • 5542

Самая главная тайна Николая Кузнецова

Легендарный разведчик Николай Кузнецов… Употребляя этот ставший привычным оборот, мы даже не догадываемся, насколько он точен.

Боевик, наводивший ужас на гитлеровцев в их собственном тылу, какую роль он играл? Неуловимого террориста? Или гениально придуманного прикрытия для неизвестного и незаметного партнера, который на самом деле решил судьбу войны?

Что знаем мы о Николае Кузнецове? Чего мы не знаем о нем?

Новая работа Александра Петрушина позволяет предположить, что тщательно разработанная легенда о замечательном разведчике скрывает, быть может, величайшие тайны деятельности советских спецслужб в годы второй мировой войны. В том числе и секрет их самой большой удачи.

В многочисленных книгах о жизни и боевой деятельности нашего земляка — разведчика, Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова — утверждалось, что он погиб в марте 1944 года на оккупированной гитлеровцами Западной Украине.

Через 50 лет на родине героя в г.Талице прошла посвященная его памяти конференция. В ней участвовали родственники Кузнецова, его боевой соратник полковник госбезопасности в отставке Н.В.Струтинский (сейчас он живет в этом уральском городе), ветераны войны, труда и Вооруженных Сил, журналисты, гости из Бурятии, Eкатеринбурга и Тюмени.

В зале талицкого музея выступило 18 человек. Говорили долго и обо всем — три часа без перерыва. Некоторые ораторы не скрывали раздражения по поводу переосмысления событий Великой Отечественной войны и попыток историков выяснить загадочные обстоятельства жизни и смерти разведчика. А загадок вокруг Кузнецова действительно немало. И я не вижу ничего страшного в стремлении раскрыть тайну человека-легенды. Плохо, когда этот процесс использовали в политических целях, оскорбительных для его памяти.

Как это все начиналось

Первые публикации о противоречиях в официальной биографии Кузнецова появились в украинской печати накануне 80-летия героя-разведчика (юбилей отмечался 27 июля 1991 года). Тогда авторы статей еще предлагали КГБ СССР опровергнуть (или подтвердить) их версии и предположения о судьбе уральца архивными документальными материалами. С такой же просьбой в солидное ведомство обращались музеи из Ровно, Луцка и Львова. Никакой реакции.

Многих молчание КГБ удивляло и настораживало. Ведь догадаться о существовании в спецхранах документов, в том числе трофейных, о деятельности оперативной группы НКГБ СССР «Победители» под командованием Д. Н. Медведева (а не партизанского отряда) и самого Кузнецова, для историка несложно.

Эту догадку мне подтвердили сотрудники Центра общественных связей КГБ СССР. Они же сказали, что направляли руководству Комитета специальную записку с предложением использовать хотя бы часть этих архивных фондов. Так можно было бы опровергнуть домыслы и слухи вокруг Кузнецова, дать новую историческую трактовку его жизни и гибели, не принижая высокого значения самопожертвования этого человека. Человека, а не символа.

Однако председатель КГБ СССР В.А.Крючков дал указание придерживаться образа героя, «укоренившегося в художественной литературе и массовом общественном сознании». Символа, а не человека. На робкие возражения о том, что «разговоры» о Кузнецове будут продолжаться, член Политбюро ЦК КПСС генерал армии Крючков будто бы сказал: «Поговорят и перестанут!» Напомню: шел июль 1991 года. До августовского ГКЧП, в котором председатель КГБ играл не последнюю роль, оставалось меньше месяца. Сейчас понятно, как предполагалось восстановить утраченные идеологические позиции. Но танки оказались плохими аргументами в исторических спорах, а «разговоры» о Кузнецове окончились сносом его памятников в городах Западной Украины и переименованием улиц, носящих его имя.

Крючкова отправили в Лефортовскую тюрьму, возглавляемое им ведомство подвергли многочисленным реорганизациям. В такой обстановке было не до Кузнецова.

Eго памятник, демонтированный во Львове, благодаря хлопотам администрации Талицкого района привезли на родину и установили в центре Талицы. Осталась обида на тех, кто опорочил память героя. Но остались и вопросы, на которые до сих пор нет ответов. Можно, конечно, не замечать противоречий и неясностей в биографии нашего земляка. Можно придерживаться и официально утвержденного в 40-50-е годы образа-символа. Но тогда не надо удивляться и негодовать из-за того, что мало молодежи посещает его музеи на уральской земле (по сравнению с прошлыми годами). А не лучше ли ответить хотя бы на некоторые вопросы о Кузнецове и на основе пусть пока немногочисленных документов по-новому рассказать о героической и трагической судьбе этого действительно незаурядного человека.

Героями не рождаются

Вопрос первый. За что Кузнецов удостоен звания Героя Советского Союза? Простой вопрос? Тогда почему ни в одной из книг о нем не публиковался наградной лист? Хотя такой документ был. Вот его текст.

Из наградного листа на разведчика опергруппы 4-го управления НКГБ СССР «Победители» Н.И.Кузнецова. 16 октября 1944 г.

1. Фамилия, имя, отчество — Кузнецов Николай Иванович.

2. Звание — не имеет.

3. Должность — разведчик- боевик опергруппы 4-го управления НКГБ СССР «Победители» в тылу немцев.

4. Г од рождения — 1911.

5. Национальность — русский.

6. Партийность — б/п.

7. Участие в гражданской войне, в последующих боевых действиях по защите СССР и Отечественной воине (где, когда) — в опергруппе НКГБ СССР в тылу противника.

8. Имеет ли ранения и контузии в Отечественной воине — геройски погиб в борьбе с немецкими захватчиками.

9. С какого времени в Красной Армии — (прочерк в тексте документа).

10. С какого времени в партизанском отряде — с августа 1942 г.

11. Чем ранее награжден (за какие отличия и когда) — орденом Ленина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.12.43 г.; медалью «Партизану Отечественной войны» I степени (приказ Украинского штаба партизанского движения от 29.6.44 г.)

12. Постоянный домашний адрес представляемого к награждению и адрес его семьи — Москва, НКГБ СССР.

I. Краткое конкретное изложение личного военного подвига или заслуг

Кузнецов Николай Иванович за время пребывания в тылу противника с августа 1942 г.- в составе оперативной группы 4-го управления НКГБ СССР проявил себя беззаветно преданным патриотом Советской Родины. Принял участие в ряде операций против немецкой администрации в оккупированных районах Украины.

1. 20 сентября 1943 г. в г. Ровно Кузнецов Н.И. выстрелом из пистолета убил руководителя главного отдела финансов рейхскомиссариата Украины министерского советника доктора Ганса Геля и старшего инспектора Ровенского гебитскомиссариата Адольфа Винтера.

2. 15 ноября 1943 г. в г.Ровно под руководством Кузнецова Н.И. и при его личном участии был похищен из своей квартиры, а затем убит командующий особыми войсками на Украине генерал фон Ильген.

3. 16 ноября 1943 г. Кузнецов Н.И. выстрелами из пистолета убил бывшего чрезвычайного комиссара по Мемельской области помощника рейхскомиссара Украины по судебным делам сенатспрезидента Альфреда Функа.

4. 10 февраля 1944 г. в г.Львове выстрелами из пистолета Кузнецов Н.И. убил заместителя губернатора Галиции доктора Бауэра и его секретаря доктора Шнейдера.

5. При контроле автомашины, на которой Кузнецов Н.И. и сопровождавшие его лица выехали из Львова, Кузнецов Н.И. убил немецкого офицера майора Кайтера.

6. Находясь в Галиции, Кузнецов Н.И. расстрелял подполковника авиации Петерса.

Пробиваясь в расположение частей Красной Армии, Кузнецов Н.И. со своей группой из 3 человек погиб в бою с бандой националистов (бандеровцев).

Кузнецов Николай Иванович за образцовое выполнение задания в борьбе с немецкими захватчиками в тылу противника и проявленные при этом отвагу и геройство достоин представления к званию Героя Советского Союза.

Зам. начальника 4-го отдела 4-го управления НКГБ СССР.

II. Заключение вышестоящих начальников

Ходатайствую о представлении т. Кузнецова Н.И. к званию Героя Советского Союза.

Начальник 4-го управления НКГБ СССР (это управление занималось зафронтовой оперативной деятельностью. — А.П.).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944г. Кузнецову Н.И. было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза».

Почему этот документ скрывался от историков и общественности? Думаю, по нескольким причинам. Во-первых, по идеологическим: Кузнецов был беспартийным, а в литературе его представляли коммунистом. Во-вторых, в наградном листе совершенно не отражено получение Кузнецовым сведений о предстоящем летом 1943 г. наступлении немецких войск в районе Курской дуги.

(Продолжение следует)

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта